Статья продолжает ряд актуальных в настоящее время исследований, посвященных так называемому «сократовскому вопросу». Сократ - философ par excellence. Так его трактует классическая традиция, спорить с которой автор не берется, но предлагает рассмотреть эту загадочную фигуру в контексте, который редко удостаивается внимания в историко-философской перспективе, - в контексте сократических сочинений Ксенофонта. При этом автор статьи весьма скептически относится к возможности отыскать так называемого «исторического» Сократа - речь, скорее, идет о представлении еще одного «литературного» Сократа. Диалог Платона «Пир» традиционно привлекает к себе внимание как философский шедевр, но в последнее время интерес к этому сочинению проявился с новой силой, в особенности в связи с исследованиями его сложной драматической структуры, анализ которой позволяет посмотреть на Платона в иной перспективе. Ксенофонт-сократик всегда пребывал в тени самого главного из учеников Сократа, а его сократические сочинения хотя и рассматривали как один из источников для реконструкции фигуры Сократа, но видели в них источник принципиально не философский. В фокусе нашего внимания именно «Пир» Ксенофонта. В статье предпринята попытка представить Ксенофонтова Сократа, при этом автор сознательно игнорирует привычную оценку Ксенофонта как недалекого, точнее - далекого от философии резонера, который не понял Сократа и был не в состоянии понять Платона, чьи мысли - не более чем демонстрация здравого смысла и, как таковые, искушенному читателю, знакомому с платоновским Сократом, кажутся банальными. «Пир» Ксенофонта явился своеобразным ответом Платону. Какую цель ставил перед собой Ксенофонт? Ответ на этот вопрос требует непредвзятого подхода к текстам Ксенофонта, в которых перед читателем является другой Сократ.