Работа посвящена анализу радикальных трансформаций музея в современной культуре. Рассматривается исторический путь музея: причина его рождения исключительно в протестантском мире, формирование музея-храма, который утверждает в пострелигиозном обществе высшие ценности (истины, красоты), явленные в материализованной форме. Соединение идеального и реального, плотского обеспечивает взлет музея-храма, но чревато конфликтом. Собственность, владение, стоимость экспоната определяют музейный институт. В ходе стремительной демократизации святилищ материальность, объектность с её очевидной прагматической ценностью становится убедительней сомнительных вечных истин, предмет – предпочтительней, чем абстрактные идеалы. Музей при воцарении культа вещей получил весьма заметные преференции. Ведь, музеи хранят, исследуют и экспонируют именно вещи, пусть и необычные. Вполне закономерно, что музей выдерживает проверку временем успешней, чем родственные институты памяти (прозябающие архивы, умирающие библиотеки). Мощное давление д