DOI

Автор статьи стремится выявить эволюцию «сотериологических» аспектов учения Аристотеля о душе (разумной «части» души), уме человека. В первой части работы анализируются дошедшие до нас фрагменты, парафразы, реминисценции из ранних произведений Стагирита (прежде всего, его диалогов «Евдем, или О душе», «О философии» и «Протрептик»), содержащих релевантные материалы, связанные со становлением его учения о «бессмертии души» доктрины о разумной «части» души; переосмыслением и радикальной модификацией концепции Платона об анамнесисе; выявлением сущности того, что есть человек как индивидуальность и что в нем может оставаться «вечным».

Рассматривая произведения зрелого периода творчества Аристотеля, автор анализирует «сотериологические» элементы представлений Аристотеля, отраженные, прежде всего, в трактатах «О душе» и «Метафизика», а также в «Евдемовой этике» и «Никомаховой этике». При этом особое внимание уделено рассмотрению концепции «божественного», «бессмертного», «бестелесного» «деятельного ума», в котором сосредоточены суть и индивидуальность человека и который «ничему не подвержен». Анализируя особенности этических элементов учения Аристотеля в корреляции с его «сотериологией», автор приходит к выводу, что высшая, «спасительная» добродетель, по Стагириту, в конечном счете заключена не в благочестии в традиционном его понимании, а по преимуществу в мыслительной деятельности разумной «части» души человека в ее вечном поиске истины.
Переведенное названиеARISTOTLE’S "SOTERIOLOGY"
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)148-159
Число страниц12
ЖурналВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • АРИСТОТЕЛЬ, РАЗУМ, ДУША, "ДЕЯТЕЛЬНЫЙ УМ", СОТЕРИОЛОГИЯ, ЭТИКА

    Предметные области Scopus

  • Философия

ID: 42552334