В статье излагаются результаты исследований автора в области исторической концептологии. Показаны пути возникновения первосмысла в образной форме первообраза, совместно именуемых концептумом (лат. conceptum ‘зерно, зародыш’), как первоначального состава концепта (лат. conceptus ‘содержащий’), последовательно образующего новые формы — образа, символа и понятия. Автор различает три уровня производных от лат. concipio ‘собирать, содержать, возникать’: на основании первосмысла исходных «трехбуквенных корней» индоевропейского праязыка (Э. Бенвенист) выявлены conceptum как ‘зерно’ первосмысла, сonceptus как концепт (смысл), conceptio как концепция с формированием значений словесных знаков, соответственно prō > pra (первосмысл), pra-v с расширением консонантным распространителем -v- (первообраз), с суффиксами pra-v-ьd-a (символ), pra-v-ьd-ьn с окончательной формой pra-v-ьd-ьnost-ь, представляющей собой понятийный состав концепта, который тем самым завершил свое формирование. В результате фонетических преобразований в течение веков сейчас даже трудно осознать первоначальное родство, например, англ. man и рус. муж, лат. lingua и рус. язык. Уже первосмысл способен исказить перспективу понимания, как это произошло с корнем prō > pra — изменение прямой перспективы на обратную (пра-дед в прошлом). Первосмысл концептума связывает далеко разошедшиеся ветви индоевропейских языков, потому что только первосмысл концептума неизменен и вечен.