Изучение изменяющегося человека в изменяющемся мире продолжает оставаться самой актуальной задачей психологической науки.
Многие тенденции в изменении условий нашей жизни, существующие уже не первое десятилетие, – усиление роли виртуальной реальности в повседневной жизни, возрастание объема онлайн общения и снижение объема непосредственного общения [Andreassen, Pallesen, Griffiths, 2016 и др.], появление дистанционных форм обучения и деятельности онлайн и др. - были ускорены ситуацией пандемии, изменившей пространство жизни миллионов людей и выявившей психологические проблемы жизни человека в изменившемся мире. В психологической литературе отмечаются явления диссонанса, переживаемого человеком при восприятии окружающего мира и оценке своих возможностей интеграции в современную реальность, обозначаемые как «антропологический разрыв», «синдром современника» и др.; описывается динамика идентичности как следствие быстрых социальных изменений эпохи постмодерна, проявляющаяся в «нарастающей множественности и потенциальности различных Я-структур» [Белинская, 2015]; отмечаются нарастающие тенденции появления проблем, связанных со страхом «выпадения» из социальной жизни («fear of missing out») [Abigail, Kelsey, Mojisola, Jon, 2019; Buglass, Binder, Betts, 2017 и др.] и др. В этих условиях человек все чаще ощущает необходимость выстраивания новых способов отношений с изменившимся миром, направленных на обеспечение чувства своей защищенности перед лицом его вызовов, защищенности, связанной в том числе и с ощущением своего созвучия реальности.
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена (1) необходимостью теоретической разработки представлений о процессах изменений личности в условиях вызовов современной реальности и их соотнесения с имеющимися в психологии личности представлениями о фундаментальных процессах изменений психологической феноменологии, (2) неполнотой имеющихся в психологической литературе эмпирических данных, описывающих восприятие человеком изменений жизненной ситуации и трансформации жизненного пространства и его самого как результата взаимодействия человека с новыми реалиями окружающего мира, (3) необходимостью восполнения дефицита существующих в психологии личности представлений об образе своего будущего («модели потребного будущего») как детерминант процесса самоизменений личности; (4) потребностями практики в оказании психологической помощи в условиях переживаемых человеком трудностей в современной ситуации. Ответы на поставленные психологами вопросы могут оказать помощь в решении ряда социокультурных задач жизни человека, которые сегодня стоят перед обществом.
Научная значимость предлагаемого исследования определяется разработкой теоретических принципов и исследовательских решений в области изучения психологической феноменологии, связанной с процессами изменений и самоизменений личности; эмпирической верификацией процессуальной модели изменений / самоизменений личности, связанных с изменяющимся жизненным контекстом; разработкой концепта «возможное Я» как фактора
целеполагания и основы формирования «модели потребного будущего» в ситуации возможных изменений; разработкой концепта «образ ситуации» как пространства возможностей и фактора целеполагания в ситуации возможных изменений; описанием стилевых особенностей, связанных с взаимодействием человека в условиях изменяющейся реальности.