описание

Выявить и концептуализировать спектр социальных умений личности (в частности, заботливости, коммуникативной компетентности, отзывчивости), формируемых в особых ситуациях семейного взаимодействия (гостеприимство, праздники, конфликтное общение). Решение этой задачи направлено на прояснение более фундаментальной проблемы – социализации и социальной зрелости личности.

Исследование направлено на выявление спектра социальных умений, приобретаемых личностью в семье, а также конкретных условий, факторов и механизмов их формирования.
Задачи исследования:
1. Определить понятие социальных умений, его специфику и отличие от понятия умений и навыков, представленных в общей психологии и ее разделах;
2. Описать внутриличностную структура социальных умений, их интегрированность, целостность, индивидуальный и возрастной репертуар;
3. Выявить взаимосвязь социальных умений с ценностными ориентациями личности, уникальность и степень совпадения структуры этих связей у ребенка с родителями;
4. Охарактеризовать особые ситуации внутрисемейного общения и взаимодействия, в которых происходит передача социальных умений;
5. Проанализировать коммуникативные и воспитательные стратегии, используемые родителями в ходе формирования социальных умений ребенка;
6. Определить роль материально-предметной среды, в которой разворачивается процесс передачи социальных умений, в эффективности их усвоения.








описание для неспециалистов

Основная задача проекта состояла в разработке модели и методики диагностики социальных умений личности, определении их взаимосвязей с ценностно-смысловой сферой личности. Полноценность жизни человека в обществе зависит от того, в какой мере он способна устанавливать контакт с окружающими его людьми, выстраивать долгосрочные доверительные отношения, регулировать собственное состояние. С учетом этих целей был сформирован пакет методик, который был реализован на обширной выборке молодежи.

основные результаты по проекту в целом

Исследование направлено на выявление спектра социальных умений и навыков, приобретаемых личностью в семье, а также конкретных условий, факторов и механизмов их формирования. За время реализации проекта в теоретическом плане определено место социальных умений в качестве смысловых единиц внутри таких понятий как социальный интеллект и социальная компетентность. Концептуальными основами являются системный подход, теория отношений В.Н. Мясищева. Оригинальность заключается в том, что социальные умения рассматриваются как относительно пластичные системы связей между психологическими свойствами, знаниями человека и его действиями. Все перечисленное объединяется в понятии «способ».
Предложены четыре главных признака социального умения: 1) их применимость к социальной среде жизнедеятельности человека; 2) взаимосвязь с результатами восприятия и осмысления социальной реальности (умение всегда основано на знании или представлении о должном, ситуационно корректном поведении), в связи с чем умение в большей степени осознанно, чем навык; 3) умение формируется в условиях связывания разнообразных раздражителей социальной среды с реакцией личности, что составляет суть научения; 4) умение направлено на удовлетворение актуальных потребностей человека, т.е. служит достижению целей. 5) Оно облегчает взаимодействие и функционирование в социальной среде.
В методологическом плане в соответствии с концепцией социальной компетентности был сформирован пакет диагностического инструментария для полного и всестороннего выявления спектра социальных умений.
Разработан первый вариант методики СУМ-60. Из общей группы социальных умений и навыков, формируемых в семье у детей в детские годы, для исследования были выбраны разнообразные коммуникативные умения и навыки (8 шкал) а также умения самоорганизации и планирования, которые способствуют развитию социального интеллекта, преодолению трудностей и барьеров в коммуникации, запускают программу самовоспитания, самосозидания и обдумывания своих жизненных целей и стратегий

В прикладном плане выявлен перечень разнообразных социальных умений, транслируемых в семье, проведена первичная и повторная пилотажные апробации методики СУМ-60 на выборке в 80 человек.
Разработана особая исследовательская процедура, в ходе которой испытуемый (учащийся школы, колледжа) не просто заполняет методику, но на основании самооценки собственных социальных умений, а также специальных вопросов анкеты, учится строить свою программу самосовершенствования. При этом текущая самооценка социальных умений становится базой для представляемого им желаемого состояния. Кроме того, данная методика положена в основу программы тренинга.
При диагностики конкретных социальных умений личности (умение ладить с людьми, умение прощать, самообладание и др.) было обнаружено, что их формированию способствует поддерживающая, доброжелательная атмосфера в семье, а самым неблагоприятным стилем является авторитарно-принудительный, в котором блокируется проявление воли ребенка, существуют неравноценные проступку наказания и принуждения к действию.
Такие ситуации, как гостеприимство и праздники служат основой для целенаправленной передачи опыта поколений, повышая авторитет старших в глазах детей, формируя общий благоприятный эмоциональный фон принятия и признания человека кругом значимых для него людей.
В заботе о домашнем пространстве закладывается гендерное своеобразие в проявлении социальных умений. Так, у мужчин забота о домашней среде актуализирует умения проявить внимание к близким и дорогим людям, а у женщин в этом проявляются ее умения хозяйки, выражения своей творческой сути.

основные результаты по этапу (подробно)

1. Методика СУМ-60 (Социальные умения-60) совместно с методикой ЦО-36 (Ценностные ориентации-36) проведена на выборке старших школьников. Методик включает следующие шкалы: Базовые коммуникативные умения, Межличностное понимание, Позитивное влияние, Ассертивные умения, Самоорганизация, Саморегуляция, Организаторские умения, Сотрудничество, Регуляция конфликтов, Комплексные умения.
2. Наибольшая насыщенность взаимосвязями с ценностными ориентациями молодежи оказалась у базовых коммуникативных умений. Умение оказывать позитивное влияние на других людей положительно коррелирует с уважением старших. Ассертивные умения положительно связаны с ценностями авторитетности, независимости. Умения самоорганизации имеют положительные взаимосвязи с вежливостью. Организаторские умения синергично связаны с ценностями самоуважения, заботы о себе, имеют отрицательную связь с терпимостью.
3. Наиболее благоприятными для формирования социальных умений личности в детском и подростковом возрасте являются личностно-развивающий, доверительно-уважительный и либерально-поддерживающий стили семейного воспитания. Неблагоприятными для развития социальных умений личности оказались авторитарно-принудительный, гиперопекающий, угрожающе-уничижительный, равнодушно-дистанционный и опасливо-враждебный стили семейного воспитания.
4. В нашем исследовании оказалось, что как подготовка к гостям (т.е. умения учесть вкусы, эстетически оформить жилище, продумать занятия), так и общения с ними (где важны собственно коммуникативные умения) задействует весь ресурс семьи (о чем говорят значимые корреляции (p<0.01) со шкалами методики "Семейные отношения и дом" (например: «регуляция конфликтов», «семейные привязанности», «семейное согласие» и другими). Кроме того, в этих ситуациях актуализируются такие семейные ценности, как «защита семьи», «поднимание и доверие в семье», «религиозность». Умение взрослых доброжелательно общаться с гостями способствует повышению авторитета старших.
5. Отношение к материально-предметной среде дома актуализирует как сходный, так и различный спектр социальных умений у мужчин и женщин. Для мужчины отношение к дому более эмоционально, умение позаботиться о нем отражает умения заботиться о близких людях, учитывать их интересы, налаживать с ними эмоционально позитивные отношения. Для женщины дом – это пространство ее творческого самовыражения, подтверждения статуса хозяйки. В связи с этим, умение позаботиться о доме отражает умение организовать радушный прием, обеспечить функциональность и сохранение традиций.


основные результаты по этапу (кратко)

1. Разработана и реализована на выборке молодежи методика "Социальные умения-60", показавшая значимые корреляции с ценностными ориентациями и со стилями взаимоотношений детей и родителей.
2. Базовые коммуникативные умения взаимосвязаны с наибольшим числом ценностных ориентаций личности.
3. Ориентация родителей на поддержку, развитие личности ребенка, установление с ним доверительных отношений позитивно сказывается на выраженности у него различных социальных умений. Неблагоприятное воздействие сопряжено с авторитарной и отвергающей атмосферой в семье.
4. Ситуация гостеприимства является очень важной для ребенка с точки зрения возможность наблюдать за поведением взрослых, перенимать его и самому оттачивать свои навыки.
5. В отношении с материально-предметной средой дома у мужчин и женщин обнаруживается различные спектры отношений и связанных с ним социальных умений.

описание вклада в работу каждого из участников (учётная форма ЦИТиС)

Руководитель проекта профессор В.Н. Куницына осуществляла постановку стратегических задач, выработку общего плана исследования, теоретическое обоснование методик и дизайна проводимых исследований. Обеспечивала возможности для проведения исследования (в плане эмпирической базы). Анализировала и интерпретировала данные.
Исполнитель проекта Е.А. Васина осуществляла разработку методики "Социальные умения-60", провела две серии исследований (с первой и второй версиями методики). Обработала, проанализировала и обобщила результаты исследования.
Исполнитель проекта Е.А. Юмкина осуществляла теоретический анализ литературы, участвовала в разработке методики на этапе ее первого обсуждения. Проводила серию исследований, связанных с выборками сиблингов, а также материально-предметной среды дома.
Помимо этого в проекте участвовали студенты бакалавриата и магистратуры: А.О. Немова (анализировала дифицитарные социальные умения на этапе первой влюбленности личности), А.А. Медведева (осуществляла сбор данных на выборке сиблингов), Е.Ю. Хабирова (осуществляла сбор данных по теме умений, связанных с отношением к материально-предметной среде дома), М.В. Соловьева (сбор данных, касающихся семейных порядков и правил).
АкронимRFBR_a_2018 - 2
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца21/03/1915/12/19

    Области исследований

  • социальные умения, родительско-детские отношения, социализация личности, внутрисемейная деятельность

Документы

ID: 40059012