описание

Социальные и гуманитарные науки.

Руководитель проекта, Очеретяный Константин Алексеевич, к. филос. н (09.00.01 - онтология и теория познания, 2015), ст. преподаватель кафедры философии науки и техники СПбГУ

Очеретяный К.А. (руководитель проекта) является одним из ведущих в России аналитиков проблематики медиареальности и виртуальной игровой реальности. Является членом всемирной ассоциации Game Philosophy Network – наиболее авторитетном международном сообществе исследователей концептуальных возможностей компьютерных игр в цифровой культуре (http://gamephilosophy.org/members/). В качестве ключевой особенности медиа Очеретяный К.А. выделяет их суггестивность – медиа невозможно понять извне, они открываются лишь в живом психотелесном укоренении в них. Поэтому важно осмыслять медиа из-тех экзистенциально-герменевтических форм, которые они предлагают. Очеретяный К. А. вводит ряд концептов: ноосферату – субъект цифрового производства (вторичные формы потребления в сети ведут к революции вторичных продуктов, т.е. «важности неважного»), иконический материализм (увеличение роли иконического и имагинативного в коммуникации по сравнению с дискурсивным и концептуальным) , реколонизация виртуального (ситуация при которой актуальный опыт передается преимущественно в виртуальном формате), фейкт (как неразличимость фактического и фиктивного – фейкового в онтологии медиа). Разрабатывает теорию эпистемического действия в сети и в цифре деятельность ориентирована не на прагматику, не на вещественный результат, а на понимание и соответствие дискурсу – вхождение в коллективные формы сопереживания.
Очеретяным К. А. была организована и проведена международная конференция, посвященная философии компьютерных игр Double Game Philosophy Conference, 21–25 October 2019, St Petersburg, SPbU (Санкт-Петербург, СПбГУ http://gameconference.mediaphilosophy.ru/programme.html) — крупнейшая конференция с подобной тематикой в истории России, собравшая более 40 ученых из более чем 12 стран, в т.ч. из университетов России, Великобритании, Германии, США, Польши, Швеции, Франции, Финляндии).

Данный проект призван перенести вопросы экологии потребления, разумном пользовании, этической ответственности перед будущим из дискурса о природе вообще в дискурс о природе человека в новых технокультурных условиях. Ключевые эпистемические и социогуманитарные задачи пректа: 1) выявить принципиально неделегируемые технике модусы существования человека; 2) приняв их в учет выработать критерии человекоразмерности и природоподобия техники; 3) обрисовать этос человека цифровой эпохи и те техники себя, которые в условиях цифровой эпохи наиболее ему адекватны; 4) показать как использовать технику не пассивно (даже при видимой практической и технической активности), а эпистемически-активно, когда действие не просто производит нечто, а проясняет, что именно делается, т.е. дает сознание того, что происходит в человеке, когда он эту технику применяет; 5) создать экологию цифровой активности.
Краткое названиеТехники заботы о себе в цифровой реальности
АкронимPresidentMK_2021 - 2
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца1/01/2231/12/22

    Области исследований

  • забота, цифровая реальность, философия ценностей

ID: 91105144