В данном исследовании беременность рассматривается как макрострессовое событие. Было проведено клинико-психологическое исследование, направленное на изучение динамики психологического состояния и уровня дисстресса у женщин во время беременности и после родов, в том числе до и после психокоррекционного вмешательства. Теоретической основой исследования выступила трансактная теория стресса. Целью проекта явилось изучение особенностей и уровня дисстресса у беременных женщин, проведение психологической коррекции, а также оценки ее эффективности.В данном исследовании беременность рассматривается как макрострессовое событие. Было проведено клинико-психологическое исследование, направленное на изучение динамики психологического состояния и уровня дисстресса у женщин во время беременности и после родов, в том числе до и после психокоррекционного вмешательства. Теоретической основой исследования явилась трансактная теория стресса. Целью проекта является изучение особенностей и уровня дисстресса у беременных женщин, проведение психологической коррекции, а также оценки ее эффективности.
Для реализации цели были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Изучение социально-демографических, личностных и клинико-психологических особенностей беременных женщин;
2. Изучение выраженности и особенностей дисстресса у женщин в динамике (до и после родов);
3. Составление программы и проведение психологической коррекции у беременных женщин с выявленным дисстрессом;
4. Оценка эффективности проведенной коррекции по ее завершении;
5. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на снижение выраженности дисстресса у беременных женщин.
Выборку составили 126 женщин, средний возраст 30 лет. Дизайн исследования предполагал лонгитюд с 3 измерениями. Был разработан методический аппарат, отвечающий исследовательским задачам. В рамках исследования было реализовано краткосрочное групповое психологическое вмешательство при дисстрессе беременных женщин. Были определены следующие психологические особенности беременных: воспринимаемый стресс, стратегии совладающего поведения, личностные характеристики, тип отношения к беременности, психологические психопатологические признаки. После психологической коррекции уточнены: воспринимаемый стресс, стратегии совладающего поведения, психологические психопатологические признаки. Результаты исследования показали значимые изменения по всем изученным показателям (симптоматические жалобы, уровень воспринимаемого стресса, копинг-стратегии). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенного вмешательства. По результатам исследования было опубликовано 12 публикаций, из них 7 индексированы в РИНЦ, 2 статьи в ВАК. Подготовлена к публикации полноценная статья в журнале, индексируемом в наукометрических базах Scopus и Web of Science. Результаты исследования были представлены на 8 международных конференциях, как в России, так и зарубежом. Опубликованы методические рекомендации для широкого круга специалистов, работающих в области репродуктивного здоровья.
Ожидание появления ребенка для современной женщины наполнено не только предвкушением одной из самых важных встреч в её жизни, но и борьбой с вмешательством множества стрессовых факторов. Имея представление об ожидаемых, универсальных для большинства беременных изменениях на физиологическом уровне (те или иные формы проявления токсикоза на ранних сроках, увеличение массы тела и т.д.) и социальном (смена статуса в связи с выходом в декретный отпуск, снижение социальной активности, изменение уровня дохода), будущая мама сталкивается с такими же закономерными, но менее ожидаемыми психологическими факторами стресса.
В период беременности у женщины обостряется потребность во внимании отца ее будущего ребенка, у нее появляется необходимость усиления границ своей семьи и устранения активного вмешательства в дела семьи других ближайших родственников. Чувство ответственности за здоровье и качество жизни будущего ребенка повышает чувствительность беременной женщины к недостатку информации, побуждая восполнять его из разных не всегда объективно достоверных источников. Так, опыт беременности и родов, которым делятся женщины из ближайшего окружения, может стать психологически травмирующим для будущей мамы, повысить тревогу и сформировать предвзятое отношение к медицинскому персоналу.
Совокупность этих факторов не позволяет женщине в полной мере прожить этот особенный период ее жизни, что сказывается на здоровье и самой женщины, и ее будущего ребенка. Психологическое вмешательство в работе с беременными обладает особенностями, обусловленными этим уникальным состоянием. Недопустимы ситуации острой конфронтации и провокативные методы, усиливающие эмоциональное отреагирование. Коррекция психологического состояния беременных должна проводиться с помощью методов, позволяющих мягко «разрядиться», не создавая при этом чрезмерных эмоциональных всплесков. Также необходимо учитывать продолжительность, ограниченную сроком гестации. Новизна вмешательства, проводимого в рамках данного исследования, состоит в адаптации краткосрочной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии к работе с беременными женщинами.
Данное исследование проводилось в три этапа – 1-й диагностический замер, на котором были исследованы 126 пациенток одной из женских консультаций Санкт-Петербурга, из которых были отобраны 40 беременных с выраженными признаками дисстресса, нуждающихся в психологическом сопровождении; этап осуществления вмешательства, после которого был сделан 2-й замер, позволивший оценить динамику индивидуально – психологических характеристик пациенток в процессе групповой психокоррекции и эффективность программы вмешательства; 3-й замер был выполнен в период от 2 до 6 месяцев после родов со всеми респондентами для оценки устойчивости изменений после прекращения вмешательства.
Психологическое вмешательство по программе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, адаптированной к работе с беременными, позволяет формировать у будущих мам более конструктивное мышление, укреплять их эмоциональную сферу в дородовый и послеродовый периоды, расширять диапазон адаптивных способов преодоления стресса, снижать восприимчивость к стрессу. В групповой работе происходит корректировка стереотипов травматических переживаний, формирование адаптивного реагирования в ситуации здесь и сейчас. Через осознание значимости своей роли женщины, как матери и жены, повышается самооценка и улучшается ее социальное функционирование. В лучшую сторону меняются отношения со значимыми близкими людьми.
Психокоррекционное сопровождение беременных дает возможность более осознанного и гармоничного переживания беременности. Сохранение устойчивого результата позволяет выстраивать гармоничные отношения с близким окружением и легче адаптироваться к следующему за беременностью этапом – материнству. От психоэмоционального состояния беременной зависит здоровье будущего ребенка, а значит забота о будущем поколении начинается с заботы о беременной женщине. Такой подход требует понимания роли психолога и активного содействия медицинского персонала в психологической деятельности, проводимой клиническим психологом. Совместные согласованные усилия повышают мотивацию беременных женщин к психологическим вмешательствам и делают их более эффективными.
Приведены результаты исследования, проведенного при участии 126 беременных женщин (1 и 3 замеры).
В ходе исследования были изучены личностные особенности респондентов (n=126).
Результаты показывают общее распределение личностных особенностей в группе респондентов, полученное с помощью методики «Большая пятерка». Можно отметить относительное преобладание беременных с личностными показателями «Уступчивость» и «Сознательность».
Результаты «Теста отношений беременной» показали отсутствие единого определяющего типа отношения к беременности. У большинства респонденток преобладает оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты или сочетание оптимального и эйфорического типов. Значительно менее выражен гипогестогнозический и тревожный типы отношения к беременности. Депрессивный – почти не встречается у данной выборки. Данный результат демонстрирует ответственное отношение женщин к беременности, которая, в основном, желанна. Временами женщины требуют от окружающих повышенного внимания, декларируют чрезмерную любовь к будущему ребенку и при этом без излишней тревоги относятся к беременности.
Анализ полученных результатов по симптоматическому опроснику (1 и 3 замеры). В целом, стоит отметить значимость влияния фактора замера по всем шкалам (p<0,05), что было выявлено в результате применения дисперсионного анализа.
Результаты первого замера показали, что значения по всем шкалам симптоматического опросника попадают в диапазон высоких показателей при сравнении с нормой. Обращает внимание представленность всех психологически регистрируемых шкал и высокий показатель общего уровня тяжести при первом измерении, что может свидетельствовать о неблагополучном влиянии переживаний на течение беременности. Третий замер демонстрирует спад показателей по всем изученным шкалам опросника.
Был изучен общий уровень воспринимаемого респондентами стресса. Результаты первичного замера демонстрируют более высокий уровень стресса (M = 25,12 ± 6,70). На этапе третьего замера данный показатель снижается на статистически значимом (p<0,05) уровне (M = 21,96 ± 5,75).
Также у респондентов изучались копинг-стратегии. Используемые копинг-стратегии респондентов охватывают весь возможный диапазон на умеренном уровне выраженности.
Анализ полученных данных по методике «Способы совладающего поведения» показывает статистически значимые изменения (p<0,05) по всем копинг-стратегиям, за исключением стратегии «самоконтроль», которая, в общем, не претерпевает каких-либо особых изменений и находится приблизительно на уровне первого замера (p>0,5).
Женщины фертильного возраста уже после рождения ребенка все реже прибегают к таким стратегиям, как конфронтация, дистанцирование и избегание, при этом значительно чаще используют следующие варианты совладающего поведения: поиск социальной поддержки, планирование решения, положительная переоценка и принятие ответственности.
Результаты исследования после проведенной психокоррекционной программы
По результатам первого замера было отобрано 40 беременных женщин с выраженными признаками дисстресса. Им было предложено принять участие во втором этапе исследования, таким образом, с данной группой женщин было реализовано краткосрочное психологическое вмешательство по вышеописанной схеме. Промежуточного замера во время прохождения групповой интервенции не было. Индивидуальную психотерапию во время проведения исследования данные респондентки не проходили.
Также приведены результаты, описывающие психологические эффекты проведенной интервенции у 40 женщин. По основным изученным социально-демографическим характеристикам данные респонденты не отличались от основной исследовательской группы.
В ходе исследования были изучены личностные особенности респондентов (n=40).
Данные результаты показывают общее распределение личностных особенностей в группе респондентов, полученное с помощью методики «Большая пятерка». Можно отметить относительное преобладание беременных с личностными показателями «Уступчивость» и «Сознательность». Таким образом, данные 40 беременных женщин не отличаются от основной выборки по изученным личностным характеристикам.
Результаты «Теста отношений беременной» показали схожие результаты с общей выборкой исследования.
Анализ полученных результатов по симптоматическому опроснику (3 замера). В целом, стоит отметить значимость влияния фактора замера по всем шкалам (p<0,05), что было выявлено в результаты применения дисперсионного анализа.
Результаты первого замера показали, что значения по всем шкалам симптоматического опросника попадают в диапазон высоких показателей при сравнении с нормой. Обращает внимание представленность всех психологически регистрируемых шкал и высокий показатель общего уровня тяжести при первом измерении, что может свидетельствовать о неблагополучном влиянии переживаний на течение беременности.
Результаты второго замера демонстрируют статистически значимые снижения показателей всех шкал, которые на данном этапе находятся в диапазоне средних значений. Третий замер демонстрирует дальнейший спад показателей по всем изученным шкалам опросника. Динамика изменений показателей различна: уровень выраженности некоторых шкал (в частности, тревожность, враждебность и др.) претерпевает плавные изменения, в то время как часть шкал (в том числе, депрессия, навязчивые страхи, психотизм и др.) демонстрирует более скачкообразные изменения.
Был изучен общий уровень воспринимаемого респондентами стресса. Результаты первичного замера демонстрируют более высокий уровень стресса (M = 25,27 ± 6,43). После проведения психокоррекционных мероприятий показатель значительно снижается (M = 19,82 ± 4,89), на этапе третьего замера уровень претерпевает дальнейшее незначительное снижение (M = 18,80 ± 5,93). Дисперсионный анализ выявил влияние фактора замера F(2, 78) = 33,48, p<0,05. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное изменение является психологическим эффектом проведенного психологического вмешательства.
Также у респондентов изучались копинг-стратегии. Используемые копинг-стратегии респондентов охватывают весь возможный диапазон на умеренном уровне выраженности.
Анализ полученных данных по методике «Способы совладающего поведения» показывает статистически значимые изменения по всем копинг-стратегиям, за исключением стратегии «принятие ответственности», которая, в общем, не претерпевает каких-либо особых изменений и находится на уровне первого замера (p>0,5).
Беременные женщины после проведения краткосрочного психологического вмешательства все реже прибегают к таким стратегиям, как дистанцирование и избегание, и значительно чаще используют следующие варианты совладающего поведения: поиск социальной поддержки, планирование решения, положительная переоценка. Копинг-стратегия «конфронтация» реже используется женщинами уже после рождения ребенка. Уровень стратегии «самоконтроль» претерпевает ряд изменений, но не столь значительно, по сравнению с рядом других способов совладающего со стрессом поведения. В целом, стоит отметить, что совладающее поведение после психокоррекционных интервенций становится более конструктивным.
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать ряд выводов.
1. Полученные результаты подтверждают целесообразность использования в данном исследовании вышеуказанного теоретико-методологического подхода к феномену беременности. Достаточно важно организовывать психологическое обследование беременных женщин методологически однородным и ограниченным по времени способом.
2. Беременность нередко сопровождается дисстрессом, приводящим к появлению симптоматики невротического регистра.
3. В связи с последствиями дисстресса у беременных женщин возникает необходимость применения краткосрочного психологического вмешательства. Такому типу вмешательства соответствует групповая форма работы, как более экономичная.
4. Проведенное исследование подтвердило положительную динамику психологического состояния респонденток вследствие реализованного краткосрочного группового психологического вмешательства при дисстрессе беременных женщин.
5. Поскольку данный метод не является новым, а лишь модификацией ранее разработанного и подтвердившего свою эффективность, то в полной проверке научной эффективности метода на данном этапе исследования не было необходимости.
6. Предлагаемый набор психологических диагностических методик (весьма доступных отечественным специалистам) позволяет относительно быстро и точно определить уровень и характер дисстресса беременных женщин, его последствия, поэтому может рассматриваться как практически желательный.
7. Приведенные результаты исследования также способствуют лучшему пониманию роли клинического психолога, его задач и возможностей со стороны врачей и среднего медицинского персонала женских консультаций, повышению уровня их сотрудничества.
В настоящее время женские консультации могут включать в штат клинических психологов. В таких случаях требуется лучшее понимание роли психолога, его задач и возможностей со стороны врачей и среднего медицинского персонала. Это понимание предлагают разработанные и опубликованные методические рекомендации. Также желательно активное участие медицинского персонала в психологической деятельности, проводимой клиническим психологом, поскольку совместная деятельность повышает мотивацию беременных женщин к психологическим вмешательствам и делает их более эффективными.