описание

Заявляемая тема «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства» продолжает проект 2019 г. «Кураторские практики: современные направления развития в контексте art-science».За последние годы российскими специалистами уже накоплен достаточный опыт теоретических и практических исследований в этой сфере современного гуманитарного знания. Тем не менее, практически не проводилось планомерных исследований. Анализирующих опыт использования новых репрезентационных возможностей, которые возникают в последнее время в связи с меняющейся политической, общественно-экономической и художественной ситуацией в мире. Это касается прежде всего новых глобальных проблем, которые берутся разрешать кураторы, рассматривая свою деятельность в тесном сотрудничестве с экологами, урбанистами, антропологами, а также общественными организациями, занятыми вопросами улучшения жизни и поисками гуманитарной защиты людей, находящихся в зоне риска. Речь идет о выставках, цель которых выявить проблемные зоны современного общества. Особенностью их является включение современного искусства в процесс джентрификации, а также появление новых пространств – городских территорий, которые становятся зонами, открытыми для диалога художников и различных социальных групп людей. Здесь предполагается вовлечение самых разных специалистов в области гуманитарного знания, а также самих художников и кураторов, могущих на своем опыте проанализировать комплекс проблем, возникающих в современной практике репрезентации. Кураторская деятельность представляется чрезвычайно актуальным направлением планомерного научного исследования именно в междисциплинарном подходе. В СПбГУ на кафедрах Междисциплинарных исследований и практик в области искусств Факультета свободных искусств и наук и кафедрах истории русского и истории западноевропейского искусства целенаправленно занимаются теорией и практикой кураторской деятельности.Цель нашего проекта – в объединении усилий ведущих специалистов, представляющих различные институции, непосредственно связанные с институтом кураторства. В настоящее на кафедре междисциплинарных исследований и практик в области искусств и наук начата работа по такому планомерному изучению различных форм и стратегий кураторской деятельности. Студенты, будущие кураторы и искусствоведы, работая над темами своих магистерских диссертаций, ВКР и курсовых работ, смогут принять активное участие в этом проекте. Предполагается проведение двух круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" с привлечением как деятелей современного российского искусства – кураторов, арт-критиков, художников, музейных работников, специалистов и з государственных и общественных организаций (ГЦСИ, РОСИЗО, ПРО АРТЕ, Музея Фрейда, Государственного Русского музея, Эрмитажа, Центра изучения современного искусства и др.), так и зарубежных коллег. На круглом столе будут обсуждены исторические и актуальные проблемы кураторской деятельности в России, поскольку именно на материале отечественного современного искусства давно назрела необходимость такого всестороннего междисциплинарного изучения. Также планируется проведение мастер-классов, на которых в фокусе рассмотрения предполагаются более локальные темы, связанные с проведением полевых исследований актуальных художественных проектов (мониторинг музейной кураторской деятельности, независимых кураторских концепций: их злободневности, социальной востребованности). Кроме того, предполагается создание единой базы данных по выставкам современного искусства на основе классификации, разработанной в ходе проведения полевых исследований. Эта база данных станет необходимым основанием для дальнейшего планомерного изучения и систематизации опыта кураторских практик и стратегий репрезентации. Проект отвечает целям и задачам утвержденных и разрабатываемых учебных курсов и станет органичной частью проводимых лекций, семинаров и практических занятий. Исследование предполагается сосредоточить на следующих направлениях: Теоретические основы современной кураторской деятельности. Кураторство в системе современного художественного рынка. История кураторства. Кураторские проекты 2010-х годов. Кураторство в медийном пространстве. Принципы кураторской работы и этика кураторства. Формы и способы репрезентации актуальных социальных проблем. Символический капитал и проблема социального контекста в современном кураторстве. Кураторство как форма институционального сотрудничества. Кураторство в сфере Art&Science, архитектуры и дизайна (ювелирного искусства). Современные кураторские проекты и проблемы взаимодействия художника и общества. Состав и квалификация коллектива исполнителей должен позволить проанализировать характер и определить направления кураторских практик и стратегий репрезантаций искусства: 1. в крупных художественных музеях; 2. в университетском музее (Музей современного искусства им. С.П.Дягилева СПбГУ, университетские музеи партнеров СПбГУ); 3. в частной галерее; Для выработки методологии междисциплинарного анализа предполагается использование синтеза различных подходов: историко-культурного, искусствоведческого, компаративного, феноменологического и структурно-семиотического.Авторский коллектив имеет существенный научно-методический задел по заявленнойпроблеме, участвует в ряде других международных проектов, связанных с данной НИР•Юрьева Татьяна Семеновна, руководитель Профессор, доктор искусствоведения. Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств. Директор Музея современного искусства имени С.П. Дягилева СПбГУ. Имеет значительный опыт исполнения научно-исследовательских работ.Недавние публикации по теме проекта: 1.Юрьева Т.С. ИДЕЯ КОНФЕРЕНЦИИ "КИТАЙ. РОССИЯ. США. ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В XXI ВЕКЕ" И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. В сб.: Китай. Россия. США. Особенности рефлексии культурного опыта в XXI веке. Сборник статей по материалам международной научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет, Музей современного искусства им. Дягилева. 2018. С. 10-16. РИНЦ2.Astvatsaturov A.А., Cherepovskaia K.V., Yurieva T.S. RUSSIA - USA. THE ART OF THE YOUTH: REFLECTION ON CULTURAL EXPERIENCE AND NOVATION. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 2. С. 144-155. Scopus, WoS3.Peng F., Yurieva T.S., Tulchinskii G.L., Staniukovich-Denisova E.Iu. THE PROCESSES OF CONTEMPORARY ART IN CHINA AND THE RUSSIAN-CHINESE UNIVERSITY HUMANITIES PROJECT IN ST. PETERSBURG (2016-2017) Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2017. Т. 7. № 4. С. 423-435. Scopus, WoSТема предполагаемой публикации по проекту (2021): Юрьева Т.С. Куратор, критик, теоретик в мировой истории искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2.•Екатерина Юрьевна Станюкович-Денисова, исполнительКафедра истории русского искусства, старший преподаватель. Редактор научного издания «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (РИНЦ, Scopus) ISSN Bib-ID: 2312-2129. Имеет значительный опыт исполнения научно-исследовательских работ.Недавние публикации по теме проекта:1.КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ. Тезисы докладов научно-практической международной конференции / под ред. Г.Ершова, Е.Станюкович-Денисовой. СПб., 2019.2.Staniukovich-Denisova E., Liubimova D. NEGLECTED HERITAGE: KHRUSHCHEV MASS HOUSING IN LENINGRAD. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 139-155. Глава монографии (Scopus).3.Stanyukovich-Denisova E. EXPERIMENTAL PRESERVATION OF AN ARCTIC SETTLEMENT PIRAMIDA ON SPITZBERGEN: A RUSSIAN VIEW OF THE 120 HOURS 2015 ARCHITECTURAL COMPETITION. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 187-202. Глава монографии (Scopus).4.Staniukovich-Denisova E., Khodinitu E. THE GENERAL STAFF BUILDING IN SAINT PETERSBURG: FROM AN EMPIRE-STYLE ADMINISTRATIVE BUILDING TO CONTEMPORARY ART VENUES FOR THE HERMITAGE MUSEUM. В книге: Architectural conservation and restoration in Norway and Russia. Edited by Evgeny Khodakovsky and Siri Skjold Lexau. London, New York, 2018. С. 99-114. Глава монографии (Scopus).5.Клюшина Е.В., Мальцева С.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. АРТЕФАКТ. АРТ-ОБЪЕКТ. АРГУМЕНТ. ОБЪЕКТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ СМЫСЛОВ В ЭПОХУ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. № 8. С. 15-25. Scopus,Q26.Жижина Н.К., Мальцева С.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. АРТЕФАКТ. АРТ-ОБЪЕКТ. АРГУМЕНТ. ОБЪЕКТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ЗАДАЧА, МЕТОД, РЕЗУЛЬТАТ. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 15-20. Scopus,Q27.Staniukovich-Denisova E.Iu., Baryshnikova E.V. THE AEGINA OF GLEB BOGOMOLOV: PAINTING AS AN ARTIFACT. Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2017. № 7. С. 703-710. Scopus,Q2Тема предполагаемой публикации по проекту (2021, Scopus): Резонансные архитектурные выставки и проекты в России 2018-2020. Современные кураторские подходы. •Глеб Юрьевич Ершов, исполнительКафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств, доцент. Имеет уникальной опыт кураторской деятельности в крупных государственных художественных музеях, арт-центрах, частных галереях.Недавние публикации по теме проекта:1. Ершов Г.Ю. ДАВИД БУРЛЮК. ХУДОЖНИК-БУНТАРЬ. В сборнике: Давид Бурлюк. Слово мне! каталог выставки. Москва, 2018. С. 22-33.2. Ershov G.Yu. FILONOV: LES SOURCES DE LA CONCEPTION DU MONDE ET LES FONDEMENTS PHILOSOPHIQUES DE LA MéTHODE ANALYTIQUE. В сборнике: Kandinsky, Malèvitch, Filonov et la philosophie Les systèmes de l'abstraction dans l'avant-garde russe. Paris, 2018. С. 231-249.3. Ершов Г.Ю. ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛОНОВ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕВ сборнике: "На крайнем пределе веков": Первая мировая война и культура Сборник статей. Редакторы-составители: Е.А. Бобринская, Е.С. Вязова. 2017. С. 260-275.4.КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОВЕДЕНИИ. Тезисы докладов научно-практической международной конференции / под ред. Г.Ершова, Е.Станюкович-Денисовой. СПб., 2019.Тема предполагаемой публикации по проекту (2021, Scopus, WoS): Опыт репрезентации современного искусства на примере выставок петербургских галерей•Кристина Олеговна Сасонко, исполнительФонд содействия развитию образования, науки и искусства «Новое искусствознание», директорУчастие в проекте: организация и модерирование Круглого стола с международным участием, редактирование, подготовка материалов к публикации в журнале «Новое искусствознание», организация мастер-классов ведущих кураторов для студентов СПбГУ и возможностью дальнейшего осуществления научно-практических кураторских проектов на базе художественных галерей Санкт-Петербурга•Наталья Антоновна Федорова, исполнитель к.филол.н, Старший преподаватель, ФСиНКураторское исследование Натальи Федоровой будет посвящено пространству Кировского завода. Проект будет направлен в начало ХХ века, в формировании актуальной повестки, которого рабочие Кировского завода играют немаловажную роль. Именно последствия их мирного шествия к Николаю II причастны к запуску революционной динамики, которая определяет события первой четверти ХХ века. Проект будет рассматривать геологическую историю и политику этого промышленного объекта, а именно историю происхождения руд металлов, обрабатываемых на заводе. Через оптику движения металлических руд планируется осмыслить то, как проходила “внутренняя колонизации” Урала. В результате проекта планируется создать карту, описывающую происхождение металлических руд. Эта карта станет основой для создания ряда перформансов в рамках фестиваля Арт-Проспект, который будет проходить в мае 2020 года.Недавние публикации по теме проекта: 1.ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА НОВОЙ ГОЛЛАНДИИ. Альманах / Ред. Н.Федорова. Москва, 2017. Сер. Новая Голландия. Культурная урбанизация.2.Fedorova N. THE FIRST NEUROOPERA ‘NOOR’: TRANSPARENT BRAIN AND THE END OF HUMANISTIC ETHICS? Russian Journal of communication. 2017. Т. 9. № S3. С. 310-314.•Мария Самуиловна Данцис. Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусствНедавние публикации по теме проекта: Холмова А., Данцис С. Место художницы в поле технологичного искусства и ‘ткацкие станки будущего’// Nauka.me., вып. 2. 2019. Сборник "Феминистские исследования"Тема предполагаемой публикации по проекту: Глаз, эмоции, тело, в новых сетевых медиа.Участие в проекте: организация и модерирование Круглого стола Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта"•Елена Витальевна Клюшина, исполнитель. К.иск. Старший преподаватель СПбГУПТиД. Специалист по изучению западноевропейской художественной критики.Недавние публикации по теме проекта: Клюшина Е.В. Ювелирный магазин братьев Уолферс: новые решения в организации экспозиции Королевских музеев искусства и истории Бельгии // Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова Опыт коллективного монографического исследования. М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 2018. С. 156-165. РИНЦТема предполагаемой публикации по проекту (РИНЦ): Кураторство на стыке искусства, экологии и политики: резонансные проекты последних лет. Триеннале в Брюгге и совместный проекта NRDC и «Гараж» для EXPO в Чикаго.•Уильям Брумфильд (William Brumfield), профессор Туленского университета, США. Славист, Фотограф, куратор, ведущий американский исследователь русской архитектуры и литературы.Исполнители - Учащиеся СПБГУ. Участвуют с научными сообщениями в Круглом столе, проводят мониторинг•Попова Полина Игоревна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: "Сохраняя будущее": опыт работы с музейными коллекциями в кураторской практике в 1980-е - 2010-е на примере России и Франции".•Тарасова Александра Юрьевна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: "Дягилев - первый русский куратор".•Соколовская Екатерина Игоревна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: «Право появляться» Джудит Батлер как стратегия художников и кураторов в городском, музейном, галерейном пространстве. •Трунтаева Мария Юрьевна. Магистратура 2 курс, программа Кураторские исследованияТема предполагаемой публикации по проекту: Современный художник и куратор в традиционном архитектурном пространстве. •Малолеткина Кристина, Бакалавриат 3 курса, направление «Свободные искусства и науки».Тема: Независимое кино и фотография. Писала статьи для киножурнала Cinematograph, участвовала в научных конференциях с докладами о кино (Smolcon), а так же выставке на ВДНХ ВЗЛЕТ в 2018 году с видео-материалом.•Арина Полтавец, Бакалавриат 3 курса, направление «Свободные искусства и науки».Тема: кураторские исследования экспериментального кино, связанными с уникальностью самого медиума, его нахождением на стыке художественных практик, современный российский кинематограф. Участвовала в конференциях "Смольные студенческие чтения" и "Кинематографические миры Старого и Нового света: от традиции до революции", в организации фестиваля экспериментального кино SmolShorts.•Поль Марсело Веласкес Сабогаль (Колумбия), Магистратура 1 курс, программа «Искусствоведение (история искусства)». Художник, куратор.Недавние публикации по теме проекта: Поль Марсело Веласкес Сабогаль, К. Рубиновская. Каталог выставки « На расстоянии. Думать о пейзаже». ENTRE DIÁLOGOS / Энтре Диалогос. (Versión digital / Цифровая версия) Vol. 4 N° IV Octubre / Октябрь, с. 102-127•Екатерина Ельфимова. Бакалавриат 1 курса, направление «История искусства». ФилологПлан выполнения проекта.март – сентябрь 1. Публикация статей: Ершов Г.С. Кураторские практики: современные направления развития в контексте art-science // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 3, 2020. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2. М.Данцис."Eye, emotions, korpo, in new media" // Галактика-медиа., 2020, август, РИНЦ. (на англ.яз), а также публикация 3 статей участников проекта (с привлечением в качестве авторов учащихся СПбГУ, участвующих в проекте) по теме проекта «Кураторские практики и стратегии на современном этапе» в журнале «Новое искусствознание» (РИНЦ, подано в ВАК).2. Подготовка и организация круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" (с международным участием). 3. Конкурсный отбор материалов к публикации тезисов по результатам круглых столов.4. Мастер-классы ведущих кураторов для студентов и возможностью дальнейшего осуществления научно-практических кураторских проектов на базе Музея современного искусства имени С.П.Дягилева СПбГУ и художественных галерей Санкт-ПетербургаСентябрь – октябрь. Проведение круглых столов "Актуальные проблемы презентации аналогового видео арта" и "Арт-критика и кураторские практики в контексте истории искусства" (с международным участием).октябрь. Подготовка к публикации статей:1. Юрьева Т.С. Куратор, критик, теоретик в мировой истории искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2. 2. Ершов Г.С. Опыт репрезентации современного искусства на примере выставок петербургских галерей// Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. Scopus, Web of Science. Q4, SJR 0,1.2. 3. Станюкович-Денисова Е.Ю. Резонансные архитектурные выставки и проекты 2018-2020. Современные кураторские подходы. //Design Principles & Practices: An International Journal – Annual Review, 2021. Scopus. Q3, SJR 0.1.4. 3 статей (с привлечением в качестве авторов учащихся СПбГУ, участвующих в проекте) по теме: «Кураторские практики и стратегии на современном этапе» в журнале НОВОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. ISSN 2658-3437 РИНЦ

основные результаты по этапу (подробно)

Отчет по гранту HUM_2020 - 1: Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства: 2020 г. этап 1 профессора кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Юрьевой Т.С.

- общее руководство проектом «Кураторские практики и стратегии: новые возможности репрезентации современного искусства: 2020 г. Этап 1»;

- подготовка и осуществление научно-практических студенческих кураторских проектов на базе Музея современного искусства имени С.П. Дягилева СПбГУ (30 чел./часов)- Посещение мастерских художников магистрами факультета свободных искусств и наук, написание рефератов по предложениям своего видения кураторства разных художников;

- участие с докладом «Вызов цивилизации. Трагедия человеческого сообщества» в работе круглого стола «Осмысление: События. Факты. Обстоятельства» 25 ноября 2020 г.;

- подготовка 1 статьи (0,5 а.л.) (WoS)-2021 – Вестник СПбУ. Сер.15 Искусствоведение.- Подготовлено 24 стр. статьи «Просвещенный вкус и не очень. 18-21 вв.»

-разработка новых концепций, связанных с экспонированием фотоискусства: выставка фотохудожественной группы Ленинградский нуар «Иное лето» в Музее современных искусств им. С.П. Дягилева (4-20 ноября 2020 г.) и выставки «Уединение» (совместно с Г.Ю. Ершовым) в Новом музее Аслана Чехоева (25 ноября - 6 декабря 2020 г.)

- работа по подготовке Круглого стола по теме «Новые возможности современного фотоискусства», назначенного на сентябрь 2021 г.

-издан сборника докладов «Китай. Россия. США. Искусство. Гуманитарные науки», Скифия- принт, СПб, 2020. (редактура сборника совместно с Г.Ю. Тульчинским, а также публикация статьи «Научные проблемы в свете проекта «Китай. Россия. США. Многополярный мир. XX- XXI веков. Человековедение».

Отчет по гранту старшего преподавателя Кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Г.Ю. Ершова.
В ходе работы по гранту были выполнены следующие обязательства:
1. В рамках работы над грантом подготовлена и осуществлена выставка «Уединение» (совместно с Т.С. Юрьевой) в Новом музее Аслана Чехоева (25 ноября - 6 декабря 2020 г.). Эта выставка современных петербургских художников, размышляющих о времени самоизоляции и пандемии. В ходе работы над выставкой были отобраны порядка сорока фотографических работ, раскрывающих основные темы и мотивы этого непростого времени. К выставке была написана статья. Большая часть работ художников была сделана специально для этого проекта.
2. Идет работа над статьей (1 а.л.) (WoS), посвященной политике репрезентации искусства начала 21 века на примере больших кураторских проектов последних лет. Статья предполагается быть опубликованной в Вестнике Санкт-Петербургского государственного университета (Сер.15 Искусствоведение) в третьем квартале 2021 года.
3. Публикация статьи «Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры». Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. Том 10. №3 (2020).
4. Публикация статьи «Что я делал в 1990-е годы. Креативность как форма жизни» в сборнике материалов научной конференции «Трансформация старого и поиски нового в культуре и искусстве 90-х годов ХХ века». СПб., 2020.
5. Публикация второго издания монографии «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета». СПб. Издательство Европейского университета, 2020.
6. Подготовка и осуществление научно-практических студенческих кураторских проектов на базе галереи Navicula Artis Арт центра «Пушкинская 10». (30 чел./час).
7. Участие с докладом «Пандемия как вызов искусству» в работе круглого стола «Осмысление: События. Факты. Обстоятельства» 25 ноября 2020 г.
Краткое название1. История искусства, арт-критика, кураторское мастерство
АкронимHUM_2020 - 1
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца12/05/2020/11/20

    Области исследований

  • современное кураторство, истоки современного кураторства, меда арт, история искусства, арт-критика, гендерные исследования, урбанизм, репрезентация современного искусства

Документы

ID: 53363805