описание

За последние два десятилетия распространенность РАС, окоторой сообщалось во всем мире, неуклонно росла. В 2000 году, по даннымМониторинга аутизма и нарушений развития (ADDM), заболеваемость РАС, пооценкам, составляла 1 на 150 детей. В 2006 году заболеваемость составляла 1 на110 детей, а к 2008 году заболеваемость возросла до 1 на 88 детей [1]. Согласнопоследним оценкам, более 70 миллионов человек во всем мире страдают аутизмом, аобщая предполагаемая распространенность составляет от 1,5% до 2% [2]. Насегодняшний день считается, что расстройство аутистического спектра (РАС)является распространенным и сложным расстройством развития нервной системы,которое, предположительно, имеет сильную генетическую основу и, следовательно,типичные, хотя и сильно вариативные паттерны развития [3]. Несмотря на быстрорастущую заболеваемость аутизмом во всем мире, мало что известно о егоэтиологии, факторах риска и прогрессировании заболевания. Действительно, впоследние 80 лет факторы риска, диагностические критерии, варианты клиническоготечения и лечения, а также социальные последствия РАС привлекают вниманиеневрологов и клиницистов. Однако, в настоящее время не существует нивалидизированных биомаркеров для диагностического скрининга, ни специфическихлекарств от аутизма. По факту, единственным эффективным ответом на проблемуаутизма на данный момент является изучение векторов, паттернов развитиязаболевания и его ключевых патологических механизмов, исследованиеповеденческих функций детей с РАС для своевременного вмешательства с цельюизменения потенциальной траектории развития ребенка с аутизмом. Это, в своюочередь, позволит наметить перспективы на будущее в отношении новых стратегий,основанных на более точном и глубоком понимании этиологии и патогенеза аутизмаи его траекторий и векторов, в первую очередь, с целью разработки методическихрекомендаций для создания коррекционно-реабилитационных программ, исходя извыявленного подтипа аутизма в каждом конкретном случае. Актуальность решенияэтой проблемы связана также с тем, что РАС - это пожизненное расстройство,которое затрагивает не только пациента с этим заболеванием, но и его близких,которые должны найти способы справиться с этим расстройством. Поскольку аутизмявляется пожизненным расстройством с нарушениями поведения, родители детей саутизмом, как правило, испытывают разочарование и огорчение из-за отсутствиянаучно обоснованного лечения и медикаментов, доступных для лечения. Это заставляетродителей отчаянно искать любое вмешательство, которое потенциально можетулучшить состояние их ребенка. Семьи детей, страдающих аутизмом, частообращаются к непроверенным альтернативным методам диагностики и лечения, бездоказательной базы их эффективности [4]. Данный проект призван решить проблемунеопределенности в поиске квалифицированной помощи для семей детей с РАС.

Литература

1.Sharma,S. R., Gonda, X. & Tarazi, F. I. Autism spectrum disorder: classification,diagnosis and therapy. Pharm. Ther. 190, 91–104 (2018).2.Roman-Urrestarazu, A.et al. Association of race/ethnicity and social disadvantage with autismprevalence in 7 million school children in England. JAMA Pediatr. 175, e210054(2021).3.Jiang, CC., Lin, LS., Long, S. et al. Signaling pathways in autismspectrum disorder: mechanisms and therapeutic implications. Sign TransactTarget Other 7, 229 (2022).https://doi.org/10.1038/s41392-022-01081-04.Medavarapu, S., Marella, L. L.,Sangem, A., & Kairam, R. (2019). Where is the Evidence? A NarrativeLiterature Review of the Treatment Modalities for Autism Spectrum Disorders. Curious,11(1), e3901. https://doi.org/10.7759/cureus.3901

Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весьсрок выполнения проекта и ожидаемые результаты

Основные методологические принципы, лежащие в основеисследования - это опора на анализ эмпирических данных с целью выявлениянаиболее достоверных прогнозных паттернов индикаторов РАС с целью ихдальнейшего применения в оценке вероятности реализации несколькихальтернативных сценариев психомоторного развития ребенка.

На предыдущем этапе исследования для диагностики возможныхмаркеров РАС у детей 3-4 лет была разработана обширная онлайн-анкета,включающая в себя 85 вопросов (более 400 вариантов ответов). В данном проектеспектр диагностируемых признаков, как возможных маркеров РАС, будет существеннодоработан с учетом специфики1-2-летнего и 5-7-летних возрастных диапазонов. Длявыявления наиболее эффективных индикаторов дифференциальной диагностики, в сбори анализ данных будут включены:

- формализованные наблюдения поведения ребенка в различныхситуациях;

- результаты исследования развития речи;

- несколько блоков специальных наблюдений, используемыхэкспертами при дифференциальной диагностике РАС;

- родительский опрос,

- интерактивные аудиовизуальные стимулы (видеосюжеты) савтоматизированной оценкой реакций ребенка, его заинтересованности ипредпочтений в содержании сюжетов (планируется разработка специальногопрограммного обеспечения для использования на устройствах с сенсорным экраном).

Таким образом, исследование будет направлено на охват всехсторон психического и физического развития ребенка, которые будут отражены всоответствующих группах вопросов методики (доменах): Сенсорные процессы,Самообслуживание и независимость, Интересы ребенка, Познавательные функции,Игра, Эмоции, Физическое развитие, Речь, Социальное взаимодействие, Поведение,Коммуникация, Здоровье.

Как показано в обзоре современного состояния исследований вэтой области, все эти аспекты развития ребенка важны, так как в разныхкомбинациях могут служить значимыми индикаторами, как для диагностики, так идля прогноза развития ребенка. Разработку онлайн-анкет планируется завершить за2023 год.

Процедуры сбора данных

Для сбора данных планируется использовать онлайн-анкету дляспециалистов дошкольных учреждений и консультационных центров. Сбор данных непотребует дополнительного детального обследования детей, так как большая частьнеобходимой информации может быть собрана в процессе плановой работы с детьми иконсультирования родителей. В сборе данных будут участвовать специалисты изнескольких регионов РФ, которые  ужеучаствовали в ранее проведенных исследованиях, используют разработанные ранеенами методики и имеют необходимую квалификацию и опыт работы как с детьми РАСпо своей основной специальности (дефектологи, психологи, специальные педагоги),так и с онлайн-анкетой для сбора данных. Сбор данных планируется начать в 2023году и завершить в 2025 году.

Выборка

Будут обследованы воспитанники массовых детских садов идетских садов компенсирующего типа с медицинским диагнозом F 84.0-F84.8.Психолого-педагогические заключения и диагнозы этих детей будут использованыдля проверки критериальной валидности выявляемых прогнозных паттернов диагностируемыхиндикаторов при дифференциации групп РАС от Нормы и ЗПР.

В реализации проекта будут участвовать специалисты массовыхи специализированных образовательных учреждений, собирающие необходимые данныхв рамках плановых регулярных обследований развития детей и консультированияродителей. Это ДОУ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Омска, Астрахани,Ростова-на-Дону и нескольких других городов России, в которых работаютспециалисты, ранее участвовавшие в исследованиях и использующие разработанныенами методики. Всего планируется обследовать не менее 800 детей с РАС, не менее200 детей с ЗПР и не менее 400 детей без установленного диагноза (группаНорма), равномерно распределенные по годам в возрасте 1-2 и 5-7 лет.

Анализ данных

В отношении накапливаемых исходных данных вначале циклическибудут применяться факторный и дискриминантный анализ, с последующиммоделированием структурными уравнениями, с целью группировки пунктов(формализованных наблюдений, заданий и др.) в новые наборы интегральных шкал,оптимизированные для максимально надежного прогноза. В результате будутполучены модели прогнозных паттернов РАС – системы регрессионных уравнений,связывающих эмпирические индикаторы и вероятности сценариев развития ребенка.Количественными показателями эффективности моделей будут выступатьчувствительность прогноза (вероятность правильного предсказания РАС) и егоспецифичность (вероятность правильного предсказания отсутствия РАС). На основеэтих моделей будут разработаны психометрически обоснованные методики экспресс-диагностики(скрининги) для оценки риска РАС у детей разного возраста. По мере готовностианализа данных для каждого возрастного периода будут подготовлены к публикации8 статей в изданиях, индексируемых в Web of Science Core Collection/Scopus/RSCI.Анализ данных планируется начать в 2023 году и завершить в 2025 году.

Разработка методических рекомендаций.

Разработка методических рекомендаций для созданиякоррекционных программ на основании полученных данных с учетом выявленныхпрофилей развития в структуре РАС. В методических рекомендациях подробноизлагается последовательность и процедура проведения необходимых коррекционныхмероприятий, в зависимости от выявленного сценария развития ребенка с РАС.Коррекционные мероприятия охватывают все основные домены развития ребенка ивключают, но не ограничиваются, такими подходами как сенсорная интеграция,формирование моторных, вокальных, социально-бытовых навыков, в том числе,методами поведенческой терапии, нейропсихологическую коррекцию, тренинги развитиякоммуникативной компетентности. Разработка методических рекомендацийспланирована на 2023 – 2025 годы.

Имеющийся у коллектива исполнителей научный задел по проекту

В ходе исследования прогнозных индикаторов расстройстваутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет (грант РФФИ №20-013-00312 А,2020 – 2022 гг.) нами была разработана и применена онлайн Анкета длядиагностики симптомов расстройств аутистического спектра, с помощью которойбыло обследовано 828 детей 3-4-летнего возраста, из них 294 ребенка с РАС,остальные – без установленного диагноза или с диагнозом ЗПР. Исследованиепроводилось с целью выявления компактного набора шкал, которые наиболее точно ис достаточной надежностью предсказывают принадлежность ребенка к группе РАС, атакже Шкалы Аутизма, и проверки ее эффективности. В результате исследованиябыли получены четыре шкалы: "сенсорные нарушения", ” эмоциональныенарушения“, «расторможенность “ и ”коммуникативные нарушения". Выявленавысокая точность шкал при различении группы РАС от группы не-РАС (точность 85,5- 87%). Полученные шкалы отвечают психометрическим требованиям к их применениюи позволяют создать систему онлайн-скрининга для широкого применения.Разработана онлайн-версия Шкалы Аутизма, доступная для широкого применения: http://lndspb.ru/go/suZv-qkk8-7xBrIR Основные результаты были отраженыв 9 публикациях в изданиях РИНЦ и в 4 изданиях Web of Science Core Collection (Scopus), в частности:

1. NasledovA, Miroshnikov S, Tkacheva L, Goncharov V. Elaboration of Screening Scales forMental Development Problems Detection in Russian Preschool Children:Psychometric Approach// Diagnostics. 2020; 10(9):646. DOI:10.3390/diagnostics10090646 Web of Science Core Collection, Scopus

2. NasledovA., Miroshnikov S., Tkacheva L., Miroshnik K., Semeta M.U. APPLICATION OF PSYCHOMETRICAPPROACH FOR ASD EVALUATION IN RUSSIAN 3–4-YEAR-OLDS// Mathematics (MDPI).2021. Т. 9. № 14. P. 1608. DOI: 10.3390/math9141608 Journal Rank: JCR - Q1(Mathematics) / CiteScore - Q1 (General Mathematics)

3.Nasledov, A. D., Miroshnikov, S. А., Zashchirinskaia, O. V., Tkacheva, L. О.,Kompanets, N. N. (2022). Autism Scale Application for Identifying the Risk ofMental  Development Disorders amongChildren Ages 3 And 4// Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal – Siberian journalof psychology. 83: 164–183. In Russian. English Summary. doi:10.17223/17267080/83/9 Scopus

4. Наследов А., Ткачева Л., Мирошников С. Факторнаяструктура и измерительная эквивалентность шкалы аутизма для детей 3-4 лет:анализ бинарных данных // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2023. (Впечати).

5. Наследов А.Д., Мирошников С.А,, Ткачева Л.О., ЗащиринскаяО.В., Семета М.У. Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра удетей 3–4 лет. Монография - М.: Мир науки, 2023. – Сетевое издание. (В печати).

описание для неспециалистов

В 2024 году усилия научного коллектива были направлены на решение следующих задач: 1) разработка и коррекция дополнительных модулей программного обеспечения и организационные мероприятия для продолжения сбора данных; 2) исследование структурных и уровневых возрастных изменения симптомов РАС у детей 3 - 6 лет; 3) разработка факторной модели симптомов РАС для детей 5-6 лет; 4) математико-статистический анализ симптомов РАС у детей 7 лет; 5) разработка методических рекомендаций по созданию коррекционных программ для детей с РАС 3 - 7 лет.
Проведен анализ отзывов специалистов на проведение сбора данных. По отзывам и рекомендациям специалистов сделаны выводы о возможных затруднениях в работе с анкетами для новых участников сбора данных, внесены необходимые уточнения в инструкции по работе с интерфейсом. Дополнительные модули программного обеспечения для первичной обработки данных двух онлайн-анкет, используемых для сбора данных для возрастов 1-2 года и 5-7 лет разработаны, апробированы в тестовом режиме и включены в исследование в соответствии с планом сбора данных. Наборы маркеров представлены на сайте проекта по адресу https://info23rnf.testpsy.net/. Для участников сбора данных (специалистов ДОУ, консультативных центров и других организаций, работающих с детьми с РАС) проведены семинары по содержанию исследования и предлагаемой анкеты, условиям отнесения к нозологическим группам. В результате организованного сбора данных для проведения исследования в 2024 году получены данные для 490 детей. Из них: 1-2-летних детей 115 (70 с РАС, 8 с ЗПР, 37 – Норма), 5-7-летних детей 375 (274 с РАС, 43 с ЗПР, 58 – Норма).
При исследовании структурных и уровневых возрастных изменений симптомов РАС у детей 3 - 6 лет мы опирались на 7-факторную структуру симптомов, выявленных для детей с РАС 3-4 лет в 2023 году (Nasledov A. et al., 2023). Результаты межгруппового конфирматорного факторного анализа (КФА) для выборок детей c РАС 5-6 лет (N=233) и 3-4 лет (N=383) подтвердили конфигурационную и измерительную эквивалентность 7-факторной модели для детей этих двух групп. Но не подтвердилась эквивалентность ковариаций для этих возрастных групп: исследование структуры взаимосвязи факторов у детей с РАС 5-6 лет показало, что, в отличие от детей 3-4 лет, у старших детей факторы в значительной степени связаны. При сравнении выраженности симптомов по 7 шкалам у детей 3-4 и 5-6 лет была выявлена следующая динамика: с возрастом наблюдается существенное улучшение понимания речи, значительное уменьшение симптомов отчуждения, уменьшение симптомов эмоциональных нарушений и усиление эхолалии.
Структурные различия симптомов РАС у 5-6-летних детей, по сравнению с 3-4-летними, побудили нас к разработке факторной модели симптомов РАС для детей 5-6 лет. На выборке 504 ребенка (из них 374 с РАС) получена 8-факторная структура (75 пунктов). Межгрупповой КФА подтвердил инвариантность этой структуры в отношении разных частей выборки. Состав факторов представлен по адресу: https://info23rnf.testpsy.net/Pril_5_7.htm. Принципиальное отличие этой модели от модели для 3-4-леток – более тесная связь между группами симптомов. В частности, нарушения праксиса начинают усиливать симптомы коммуникативных нарушений (Em и Emp), и появляется существенная связь между нарушением праксиса и сенсорной дезинтеграцией. Логистическая регрессия подтвердила 88,5% точность разделения групп РАС – Не РАС с использованием этих 8 факторов (чувствительность 89.5%, специфичность 86.2%).
Проведен детальный анализ структуры симптомов РАС для детей 7 лет. В рамках этого исследования в 2024 году было обследовано 255 детей 7 лет (157 с РАС, 50 – с ЗПР, 48 – Нормативно развивающиеся). Данные были объединены с выборкой 504 детей 5-6 лет (371 с РАС). С использованием межгруппового КФА была подтверждена эквивалентность 8-факторной структуры для выборок детей 5-6 и 7 лет с РАС. Каждый фактор образует достаточно надежную шкалу по внутренней согласованности входящих в него пунктов. Разработана дискриминантная 8-факторная модель шкалы симптомов аутизма для детей 5 - 7 лет, обладающая точностью 91,2%, с чувствительностью 92,7% (точность отнесения к группе РАС) и специфичностью 87,7% (точность отнесения к группе не-РАС). Полученные результаты являются убедительным основанием для разработки единой шкалы диагностики симптомов РАС для детей возрастного периода 5 – 7 лет.
Разработаны методические рекомендации по созданию коррекционных программ для детей с РАС 3-4 и 5-6 лет, которые обеспечивают специалистов, работающих с детьми с РАС, необходимыми указаниями и инструментами для эффективного раннего вмешательства с целью изменения потенциальной траектории развития детей раннего возраста с аутизмом: описываются практические подходы и техники для коррекции речевого и моторного развития. Методические рекомендации опубликованы на сайте проекта https://info23rnf.testpsy.net/. В рекомендациях подробно изложены техники и приемы улучшения и развития эмоционального состояния ребенка. Также предоставлена подробная информация о том, как запустить речь ребенка с РАС, используя систему альтернативной коммуникации с картинками. Помимо этого, указано, какими занятиями по физическому развитию рекомендуется заниматься, с какой продолжительностью и регулярностью для достижения оптимальных результатов.
В настоящее время продолжается сбор данных для детей 1-2 лет, проводится более глубокий анализ данных для детей 5 - 7 лет, разрабатываются детальные рекомендации для улучшения сенсорных возможностей ребенка (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, тактильная, вестибулярная системы), наряду с методами предотвращения сенсорной перегрузки.
Заявленный на второй год исследовательского проекта план полностью реализован, выполнены все указанные задачи, результаты опубликованы в 5 научных статьях, 3 из которых индексируются в Scopus/WoS/RSCI/Ядро РИНЦ, приняты к публикации ещё 3 статьи. Полученные результаты представлены в 6 докладах на 5 профильных международных/всероссийских конференциях.

Публикации:
Nasledov, A., Tkacheva, L., & Miroshnikov, S. (2024). 7-factor model of autism symptoms in 3-6-year-olds: Age-related changes. Terapia Psicológica, 42(3), 379-414. https://teps.cl/index.php/teps/article/view/713
Nasledov A, Tkacheva L, Miroshnikov S. Factor Structure of Autism Symptoms in 5-6-Year-Old Children: Age Perspective. OBM Neurobiology 2024; 8(4): 259. https://www.doi.org/10.21926/obm.neurobiol.2404259
Пахомова Е. О., Наследов А. Д., Ткачева Л. О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. Вып. 2. С. 305–319. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.207
Andrey Nasledov, Sergey Miroshnikov, & Liubov Tkacheva DYNAMICS OF AUTISM SYMPTOMS IN 3-6-YEAR-OLDS WITHIN THE FRAMEWORK OF A 4-FACTOR MODEL//Psychological Applications and Trends 2024. Book of Proceedings (Pages 503-307). https://doi.org/10.36315/2024inpact118
Пахомова, Е., Наследов, А. Д., & Мирошников, Е. С. (2024). ИЗМЕНЕНИЯ СИМПТОМАТИКИ РАС У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВЗГЛЯД РОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ // СОЦИАЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ: СТРАТЕГИИ, ПРАКТИКИ, РЕСУРСЫ сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024 (стр. 259-264). ИТ "АРИАЛ". https://pureportal.spbu.ru/files/127097075/elibrary_74507939_69692513.pdf
АкронимRSF_RG_2023 - 2
СтатусЗавершено
Эффективные даты начала/конца1/01/2431/12/24

    Области исследований

  • расстройства аутистического спектра, РАС, аутизм, прогноз развития, индикатор, психодиагностика, скрининг, моделирование структурными уравнениями

ID: 116836913