Данное исследование направлено на изучение характеристик языковой среды детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Исследования показывают, что такие характеристики языковой среды как количество обращенной речи, средняя длина высказываний, сложность грамматических конструкций и лексическая вариативность оказывают значимое влияние на развитие когнитивных и языковых функций ребенка (Hoff, 2006; Казаковская, 2012; Петренко & Петренко, 2015). При этом большая часть работ посвящена изучению языковой среды в рамках взаимодействия с родителями. Работы, в которых оцениваются параметры языковой среды дошкольного учреждения, немногочисленны и преимущественно охватывают клинические популяции. Данный проект направлен на анализ характеристик языковой среды типично развивающихся дошкольников с целью 1) сопоставления количества и качества языковой стимуляции, получаемой дома и в образовательном учреждении; а также 2) установления взаимосвязей между характеристиками языковой среды и коммуникативным развитием ребенка. Проект будет включать в себя анализ различий в параметрах языковой продукции при взаимодействии воспитателей с детьми различного пола, а также с детьми-билингвами и монолингвами, обеспечивая учет ключевых демографических характеристик в рамках социального взаимодействия. Запись образцов языкового окружения будет проводиться в естественной среде в отсутствии непосредственного наблюдателя, обеспечивая экологическую валидность получаемых данных. Результаты проекта внесут вклад в фундаментальное понимание средовых факторов, оказывающих влияние на языковое развитие, а также будут информативны для создания методических программ по работе с детьми дошкольного возраста. Кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, гуманитарные науки, психология, психология развития, +7(981)773-12-67, m.a.zhukova@spbu.ru
За отчетный период были проведены работы по трем направлениям: (1) Оценка параметров языковой среды, получаемой дошкольниками дома и в образовательном учреждении в естественной среде; (2) Валидизация и оценка психометрических показателей методики для оценки коммуникативного развития детей; (3) Анализ и синтез литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
В рамках первого блока работ не было обнаружено статистически значимых различий между количеством диалогов между ребенком и взрослым в нашей выборке по сравнению с нормативными данными вне зависимости от окружения (дом и ДОУ). Размер выборки исследования может быть недостаточным для обнаружения значимых эффектов, поэтому данный результат должен быть проинтерпретирован с осторожностью. Анализ различий языковой среды детей в зависимости от языкового статуса не выявил статистически значимых различий между детьми-билингвами и монолингвами. Однако на уровне статистической тенденции было зафиксировано, что дети из билингвальных семей, принявших участие в исследование, слышат меньшее количество слов взрослого в домашнем окружении по сравнению со сверстниками из моноязычных семей. Также было обнаружено, что вне зависимости от языкового статуса ребенка, дети слышат большее количество речи взрослого в ДОУ по сравнению с домашним окружением. Таким образом можно сделать вывод о том, что сам факт посещения ребенком детского учреждения не оказывает эффекта на языковое развитие и качество языковой среды — важным в данном контексте является качество заботы и ухода в учреждении (Health & Network, 2000).
За отчетный период работ по гранту была проведена работа по валидизации методики оценки языка и речи у детей дошкольного возраста “Preschool Language Scales, Fifth Edition” (PLS-5). По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1) Показатели внутренней согласованности по обеим шкалам сопоставимы с результатами, полученными в ходе стандартизации оригинальной англоязычной версии методики PLS-5. 2) Структура заданий и их сложность для обеих шкал русскоязычной версии методики соответствуют оригинальной версии PLS-5: сложность заданий увеличивается от первого к последнему заданию. 3) Результаты непоcредственной оценки детей с помощью методики PLS- 5 статистически значимо коррелируют с результатами, полученными с помощью опросников для родителей и других близких взрослых CDI. 4) Все задания PLS-5 обладают высокой дискриминационной способностью и достаточно надежно дифференцируют детей по уровню языковых способностей, как в отношении понимания обращенной речи, так и ее продуцирования. 5) Обе шкалы PLS-5 демонстрируют способность дифференцировать детей с риском нарушений языка и речи. 6) Наименьшая надежность PLS-5 отмечается для детей с крайне низким и крайне высоким уровнями языкового развития, что, однако, может быть обусловлено недостаточным количеством участников в возрасте до 6 месяцев и старше 6 лет.
В рамках третьего блока работ нами осуществлялся обзор и анализ литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
Нарушения развития языка и речи у детей зачастую коморбидны с поведенческими и аффективными нарушениями развития (Hollo, 2012). При этом отмечается, дети дошкольного возраста наиболее часто получают программы помощи и коррекции, обладающие недостаточной или недоказанной эффективности. Нами был проведен анализ современной зарубежной литературы, с акцентом на мета-аналитические и систематические обзоры, а также на рандомизированные клинические исследования. Были выделены ключевые факторы эффективности и общие принципы применения доказательных практик для работы с детьми с аффективными и поведенческими нарушениями. Результаты обзора свидетельствуют о том, что для поведенческих и аффективных нарушений наиболее эффективными методами вмешательства является тренинг родительских компетенций, терапия взаимодействия родителя и ребенка с предоставлением обратной связи и корректировкой поведения в реальном времени (PCIT), а также методы когнитивно-поведенческой терапии как в индивидуальном и групповом формате. Подробнее результаты проделанной работы описаны в статье “Evidence-Based Psychotherapy Practices for Preschool Children: A Brief Review for Clinicians” (Zhukova, Trent, 2021), которая будет опубликована в ближайшем зарубежном выпуске журнала “Клиническая и специальная психология”. Результаты работы вносят вклад в развитие отечественной клинической психологии, так как позволят специалистам руководствоваться принципами научной доказательности при выборе программ сопровождения и коррекции дошкольников.
В краткой свободной форме даётся описание нового материала, устройства, продукта, образца, процесса, услуги, системы, конструктивного или технологического решения, а также возможного метода использования такого новшества в общественной практике; сведения о новом знании, ориентированном на достижение практической цели и (или) решение конкретной задачи, а также о принципах, методах, способах, конструкциях и (или) технологиях возможного применения нового знания. Не более 5000 знаков.
За отчетный период были проведены работы по трем направлениям: (1) Оценка параметров языковой среды, получаемой дошкольниками дома и в образовательном учреждении в естественной среде; (2) Валидизация и оценка психометрических показателей методики для оценки коммуникативного развития детей; (3) Анализ и синтез литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
(1) Нами не было обнаружено статистически значимых различий между количеством диалогов между ребенком и взрослым в нашей выборке по сравнению с нормативными данными вне зависимости от окружения (дом и ДОУ) t(16) = 1.35, p = 0.20. Анализ различий языковой среды детей в зависимости от языкового статуса не выявил статистически значимых различий между детьми-билингвами и монолингвами t(13.9) = 1.48, p = 0.16, однако на уровне статистической тенденции было зафиксировано, что дети из билингвальных семей, принявших участие в исследование, слышат меньшее количество слов взрослого в домашнем окружении по сравнению со сверстниками из моноязычных семей. Также было обнаружено, что вне зависимости от языкового статуса ребенка, дети слышат большее количество речи взрослого в ДОУ по сравнению с домашним окружением t(4.98) = -3.87, p = 0.12. Таким образом можно сделать вывод о том, что сам факт посещения ребенком детского учреждения не оказывает эффекта на языковое развитие и качество языковой среды — важным в данном контексте является качество заботы и ухода в учреждении (Health & Network, 2000).
(2) За отчетный период работ по гранту была проведена работа по валидизации методики оценки языка и речи у детей дошкольного возраста “Preschool Language Scales, Fifth Edition” (PLS-5). По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1) Показатели внутренней согласованности по обеим шкалам сопоставимы с результатами, полученными в ходе стандартизации оригинальной англоязычной версии методики PLS-5. 2) Структура заданий и их сложность для обеих шкал русскоязычной версии методики соответствуют оригинальной версии PLS-5: сложность заданий увеличивается от первого к последнему заданию. 3) Результаты непоcредственной оценки детей с помощью методики PLS- 5 статистически значимо коррелируют с результатами, полученными с помощью опросников для родителей и других близких взрослых CDI. 4) Все задания PLS-5 обладают высокой дискриминационной способностью и достаточно надежно дифференцируют детей по уровню языковых способностей, как в отношении понимания обращенной речи, так и ее продуцирования. 5) Обе шкалы PLS-5 демонстрируют способность дифференцировать детей с риском нарушений языка и речи.
(3) В рамках третьего блока работ нами осуществлялся обзор и анализ литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
Нарушения развития языка и речи у детей зачастую коморбидны с поведенческими и аффективными нарушениями развития (Hollo, 2012). Нами был проведен анализ современной зарубежной литературы. Результаты обзора свидетельствуют о том, что для поведенческих и аффективных нарушений наиболее эффективными методами вмешательства является тренинг родительских компетенций, терапия взаимодействия родителя и ребенка с предоставлением обратной связи и корректировкой поведения в реальном времени (PCIT), а также методы когнитивно-поведенческой терапии как в индивидуальном и групповом формате.
За отчетный период было принято к публикации две статьи (Zhukova, M.A., Trent, E.S. Evidence-Based Psychotherapy Practices for Preschool Children: A Brief Review for Clinicians. Journal of Clinical Psychology and Special Educational; Talantseva, O.I., An, I.O., Zhukova, M.A., Trubitsyna, A.N., Teedemaa, A.V., Grigorenko, E.L. Psychometric properties of the Preschool Language Scales, Fifth Edition (PLS-5) in Russianspeaking children: Classical and item response theory study. Journal of Clinical Psychology and Special Educational) в международном рецензируемом журнале «Клиническая и специальная психология», который входит в РИНЦ и Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI), а также представлен один устный доклад на междисциплинарной научно-практической конференции (М.А. Жукова, «Применение объективных методов для оценки и обогащения языковой среды ребенка»). План работ гранта предполагает наличие трех публикаций на момент окончания гранта в 2022 году (публикация одной статьи в первый год проекта и двух статей во втором году). Коллектив перевыполнил годовой план, опубликовав две работы, однако учитывая, что журнал «Клиническая и специальная психология» входит в Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI), а не в Core Collection, в рамках второго года проекта планируется публикация в издании, индексируемом WoS Core Collection.