• Zhukova, Marina (PI)
  • Таланцева, Оксана Игоревна (CoI)

Description

Данное исследование направлено на изучение характеристик языковой среды детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Исследования показывают, что такие характеристики языковой среды как количество обращенной речи, средняя длина высказываний, сложность грамматических конструкций и лексическая вариативность оказывают значимое влияние на развитие когнитивных и языковых функций ребенка (Hoff, 2006; Казаковская, 2012; Петренко & Петренко, 2015). При этом большая часть работ посвящена изучению языковой среды в рамках взаимодействия с родителями. Работы, в которых оцениваются параметры языковой среды дошкольного учреждения, немногочисленны и преимущественно охватывают клинические популяции. Данный проект направлен на анализ характеристик языковой среды типично развивающихся дошкольников с целью 1) сопоставления количества и качества языковой стимуляции, получаемой дома и в образовательном учреждении; а также 2) установления взаимосвязей между характеристиками языковой среды и коммуникативным развитием ребенка. Проект будет включать в себя анализ различий в параметрах языковой продукции при взаимодействии воспитателей с детьми различного пола, а также с детьми-билингвами и монолингвами, обеспечивая учет ключевых демографических характеристик в рамках социального взаимодействия. Запись образцов языкового окружения будет проводиться в естественной среде в отсутствии непосредственного наблюдателя, обеспечивая экологическую валидность получаемых данных. Результаты проекта внесут вклад в фундаментальное понимание средовых факторов, оказывающих влияние на языковое развитие, а также будут информативны для создания методических программ по работе с детьми дошкольного возраста. Кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, гуманитарные науки, психология, психология развития, +7(981)773-12-67, m.a.zhukova@spbu.ru

Layman's description

За отчетный период были проведены работы по трем направлениям: (1) Оценка параметров языковой среды, получаемой дошкольниками дома и в образовательном учреждении в естественной среде; (2) Валидизация и оценка психометрических показателей методики для оценки коммуникативного развития детей; (3) Анализ и синтез литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
В рамках первого блока работ не было обнаружено статистически значимых различий между количеством диалогов между ребенком и взрослым в нашей выборке по сравнению с нормативными данными вне зависимости от окружения (дом и ДОУ). Размер выборки исследования может быть недостаточным для обнаружения значимых эффектов, поэтому данный результат должен быть проинтерпретирован с осторожностью. Анализ различий языковой среды детей в зависимости от языкового статуса не выявил статистически значимых различий между детьми-билингвами и монолингвами. Однако на уровне статистической тенденции было зафиксировано, что дети из билингвальных семей, принявших участие в исследование, слышат меньшее количество слов взрослого в домашнем окружении по сравнению со сверстниками из моноязычных семей. Также было обнаружено, что вне зависимости от языкового статуса ребенка, дети слышат большее количество речи взрослого в ДОУ по сравнению с домашним окружением. Таким образом можно сделать вывод о том, что сам факт посещения ребенком детского учреждения не оказывает эффекта на языковое развитие и качество языковой среды — важным в данном контексте является качество заботы и ухода в учреждении (Health & Network, 2000).
За отчетный период работ по гранту была проведена работа по валидизации методики оценки языка и речи у детей дошкольного возраста “Preschool Language Scales, Fifth Edition” (PLS-5). По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1) Показатели внутренней согласованности по обеим шкалам сопоставимы с результатами, полученными в ходе стандартизации оригинальной англоязычной версии методики PLS-5. 2) Структура заданий и их сложность для обеих шкал русскоязычной версии методики соответствуют оригинальной версии PLS-5: сложность заданий увеличивается от первого к последнему заданию. 3) Результаты непоcредственной оценки детей с помощью методики PLS- 5 статистически значимо коррелируют с результатами, полученными с помощью опросников для родителей и других близких взрослых CDI. 4) Все задания PLS-5 обладают высокой дискриминационной способностью и достаточно надежно дифференцируют детей по уровню языковых способностей, как в отношении понимания обращенной речи, так и ее продуцирования. 5) Обе шкалы PLS-5 демонстрируют способность дифференцировать детей с риском нарушений языка и речи. 6) Наименьшая надежность PLS-5 отмечается для детей с крайне низким и крайне высоким уровнями языкового развития, что, однако, может быть обусловлено недостаточным количеством участников в возрасте до 6 месяцев и старше 6 лет.
В рамках третьего блока работ нами осуществлялся обзор и анализ литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
Нарушения развития языка и речи у детей зачастую коморбидны с поведенческими и аффективными нарушениями развития (Hollo, 2012). При этом отмечается, дети дошкольного возраста наиболее часто получают программы помощи и коррекции, обладающие недостаточной или недоказанной эффективности. Нами был проведен анализ современной зарубежной литературы, с акцентом на мета-аналитические и систематические обзоры, а также на рандомизированные клинические исследования. Были выделены ключевые факторы эффективности и общие принципы применения доказательных практик для работы с детьми с аффективными и поведенческими нарушениями. Результаты обзора свидетельствуют о том, что для поведенческих и аффективных нарушений наиболее эффективными методами вмешательства является тренинг родительских компетенций, терапия взаимодействия родителя и ребенка с предоставлением обратной связи и корректировкой поведения в реальном времени (PCIT), а также методы когнитивно-поведенческой терапии как в индивидуальном и групповом формате. Подробнее результаты проделанной работы описаны в статье “Evidence-Based Psychotherapy Practices for Preschool Children: A Brief Review for Clinicians” (Zhukova, Trent, 2021), которая будет опубликована в ближайшем зарубежном выпуске журнала “Клиническая и специальная психология”. Результаты работы вносят вклад в развитие отечественной клинической психологии, так как позволят специалистам руководствоваться принципами научной доказательности при выборе программ сопровождения и коррекции дошкольников.

Key findings for the stage (summarized)

В краткой свободной форме даётся описание нового материала, устройства, продукта, образца, процесса, услуги, системы, конструктивного или технологического решения, а также возможного метода использования такого новшества в общественной практике; сведения о новом знании, ориентированном на достижение практической цели и (или) решение конкретной задачи, а также о принципах, методах, способах, конструкциях и (или) технологиях возможного применения нового знания. Не более 5000 знаков.

За отчетный период были проведены работы по трем направлениям: (1) Оценка параметров языковой среды, получаемой дошкольниками дома и в образовательном учреждении в естественной среде; (2) Валидизация и оценка психометрических показателей методики для оценки коммуникативного развития детей; (3) Анализ и синтез литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
(1) Нами не было обнаружено статистически значимых различий между количеством диалогов между ребенком и взрослым в нашей выборке по сравнению с нормативными данными вне зависимости от окружения (дом и ДОУ) t(16) = 1.35, p = 0.20. Анализ различий языковой среды детей в зависимости от языкового статуса не выявил статистически значимых различий между детьми-билингвами и монолингвами t(13.9) = 1.48, p = 0.16, однако на уровне статистической тенденции было зафиксировано, что дети из билингвальных семей, принявших участие в исследование, слышат меньшее количество слов взрослого в домашнем окружении по сравнению со сверстниками из моноязычных семей. Также было обнаружено, что вне зависимости от языкового статуса ребенка, дети слышат большее количество речи взрослого в ДОУ по сравнению с домашним окружением t(4.98) = -3.87, p = 0.12. Таким образом можно сделать вывод о том, что сам факт посещения ребенком детского учреждения не оказывает эффекта на языковое развитие и качество языковой среды — важным в данном контексте является качество заботы и ухода в учреждении (Health & Network, 2000).
(2) За отчетный период работ по гранту была проведена работа по валидизации методики оценки языка и речи у детей дошкольного возраста “Preschool Language Scales, Fifth Edition” (PLS-5). По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1) Показатели внутренней согласованности по обеим шкалам сопоставимы с результатами, полученными в ходе стандартизации оригинальной англоязычной версии методики PLS-5. 2) Структура заданий и их сложность для обеих шкал русскоязычной версии методики соответствуют оригинальной версии PLS-5: сложность заданий увеличивается от первого к последнему заданию. 3) Результаты непоcредственной оценки детей с помощью методики PLS- 5 статистически значимо коррелируют с результатами, полученными с помощью опросников для родителей и других близких взрослых CDI. 4) Все задания PLS-5 обладают высокой дискриминационной способностью и достаточно надежно дифференцируют детей по уровню языковых способностей, как в отношении понимания обращенной речи, так и ее продуцирования. 5) Обе шкалы PLS-5 демонстрируют способность дифференцировать детей с риском нарушений языка и речи.
(3) В рамках третьего блока работ нами осуществлялся обзор и анализ литературы по методам оценки языковой среды и коммуникативного развития, а также обзор ведущих практик психологического сопровождения дошкольников.
Нарушения развития языка и речи у детей зачастую коморбидны с поведенческими и аффективными нарушениями развития (Hollo, 2012). Нами был проведен анализ современной зарубежной литературы. Результаты обзора свидетельствуют о том, что для поведенческих и аффективных нарушений наиболее эффективными методами вмешательства является тренинг родительских компетенций, терапия взаимодействия родителя и ребенка с предоставлением обратной связи и корректировкой поведения в реальном времени (PCIT), а также методы когнитивно-поведенческой терапии как в индивидуальном и групповом формате.
За отчетный период было принято к публикации две статьи (Zhukova, M.A., Trent, E.S. Evidence-Based Psychotherapy Practices for Preschool Children: A Brief Review for Clinicians. Journal of Clinical Psychology and Special Educational; Talantseva, O.I., An, I.O., Zhukova, M.A., Trubitsyna, A.N., Teedemaa, A.V., Grigorenko, E.L. Psychometric properties of the Preschool Language Scales, Fifth Edition (PLS-5) in Russianspeaking children: Classical and item response theory study. Journal of Clinical Psychology and Special Educational) в международном рецензируемом журнале «Клиническая и специальная психология», который входит в РИНЦ и Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI), а также представлен один устный доклад на междисциплинарной научно-практической конференции (М.А. Жукова, «Применение объективных методов для оценки и обогащения языковой среды ребенка»). План работ гранта предполагает наличие трех публикаций на момент окончания гранта в 2022 году (публикация одной статьи в первый год проекта и двух статей во втором году). Коллектив перевыполнил годовой план, опубликовав две работы, однако учитывая, что журнал «Клиническая и специальная психология» входит в Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI), а не в Core Collection, в рамках второго года проекта планируется публикация в издании, индексируемом WoS Core Collection.

Academic ownership of participants (text description)

Таланцева Оксана Игоревна:
- Подготовка публикации в рецензируемых изданиях по теме проекта.
AcronymPresidentMK_2021 - 1
StatusFinished
Effective start/end date21/04/2131/12/21

ID: 76344255