Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), сооружавшаяся с конца XIX века усилиями России и Китая (архитекторами и строителями) проходит через территорию Северо-Востока Китая. В течение десятилетий строительства КВЖД осуществлялось возведение значительного количества крупномасштабных ансамблевых застроек, которые стали своеобразной моделью для пространственного развития районов с железнодорожными станциями. Одновременно они стимулировали развитие многочисленных городов и поселков вдоль железной дороги: Владивостока, Хабаровска, Харбина, Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и др. Архитектурное наследие вдоль КВЖД оказало глубокое влияние на эволюцию плана городов и поселков в России и Китае первой половины XX столетия, а также на социальную интеграцию, культурные связи и экономический контакты между странами. Благодаря проведению данного российско-китайского исследования для обеих стран будет ускорен процесс выявления исторического значения и культурной ценности районов с железнодорожными станциями вдоль восточной части Транссибирской магистрали и КВЖД, что послужит стимулом для создания ряда совместных типовых проектов по охране архитектурного наследия, сочетающих ресурсы территории вдоль железных дорог и прилегающих районов, и будет способствовать реализации проектов по охране и восстановлению культурного наследия и улучшению окружающего ландшафта. Это позволит максимально раскрыть потенциал развития культурного наследия России и Китая вдоль железной дороги, усилить экономическую составляющую туризма, добиться совместного гуманитарного, социального и экономического развития данных территорий.