В настоящие время мир наполнен стрессовыми ситуациями и неопределенностью. В том числе и в рабочей деятельности. Справиться с этими ситуациями может помочь проактивное поведение. Проактивное поведение определяется как самоинициируемое действие, направленное на достижение результата, для снижения стресса сохранения психологического и физического благополучия, а также для поддержания и увеличения эффективности сотрудника.
Проактивное рабочее поведение в последнее время активно исследуется в различных направлениях организационной деятельности, частности, исследователи занимаются изучением антецедентов (Лепехин, Н. Н., Круглова, М. А., Абдина, М.А., 2020) и последствий проактивного изменения работы (Ильина, Лепехин, Маничев 2022; Старченкова, 2020). Исследования подтверждают влияния проактивного изменения работы на благополучие сотрудника в общем (Plomp et al., 2016) , на вовлеченность и удовлетворенность в частности (Petrou, Demerouti, Schaufeli, 2018; Bakker, 2018; Kim, Im, Qu, NamKoong), на диадном и командных уровнях (Bakker, Rodriguez-Munoz, Sanz-Vergel, 2016; Peeters, Arts, Demerouti, 2016, Маничев, Горбунова, 2020, Dierdorff, Jensen, 2018). Существуют также исследования, показывающие, что благополучие может являться объяснительным механизмом изменения работы (Zeijen, Peeters, Hakanen, 2018). Активно изучается влияние лидерства на проактивное изменение работы (Wang, Demerouti, 2017; Kim, Beehr, 2018; Hetland, J., Hetland, H., Bakker, Demerouti, 2018). Одним из направлений на организационном уровне является изучение проактивного изменения работы в области корпоративной социальной ответственности (Hur, Moon, Choi, 2019).
Однако к настоящему моменту наблюдается недостаточность исследования проактивного изменения работы в реалиях российского бизнеса и рабочей деятельности. Важность исследования на российской выборке связана с возможными различиями в антецедентах и результате проактивной деятельности, обоснованными культурными и организационными аспектами.
Для понимания механизма проактивного поведения необходимо исследовать его предикторы. Данная работа акцентируется на личностных и рабочих ресурсах и их роли в проактивном рабочем поведении.
Понимание предикторов в дальнейшем даст опору на последующие исследования, такие как лонгитюдные и разработку программ с целью оптимизации уровня проактивного поведения. А также может служить одним из опорных пунктов для практического применения при создании программ обучения, развития, отборе и управлением персонала.