Цель проекта — на основе изучения современных теоретико-методологических подходов к теме политического доверия и проведения комплексного междисциплинарного исследования наиболее полно выявить особенности механизмов формирования, современного состояния политического доверия российской молодежи, раскрыть и классифицировать связанные с этими процессами системные риски, возможности и управленческие технологии в контексте задач публичного управления и обеспечения политической стабильности российского общества.
Основные задачи проекта:
- Уточнить специфику трактовки политического доверия в рамках различных методологических подходов, актуальных для современной политической науки, и оценить возможность использования междисциплинароного мультипарадигмального подхода для изучения данного феномена в современных условиях. Оценить потенциал различных аналитических подхо-дов к изучению и выявлению политического доверия молодежи в России в современных условиях. Определить эвристические возможности преобладающего в западной науке микро-макроинтерактивного подхода к объяснению факторов политического доверия для исследований в России. Уточнить систему индикаторов и возможности количественных и качествен-ных методов для измерения/оценивания политического доверия российской молодежи в рамках эмпирических и прикладных исследований.
- Оценить потенциал современных подходов и перспективные направления в изучении измерения/оценки политического доверия в отечественной и зарубежной науке (подготовка об-зорной статьи).
– Оценить на основе проведенных эмпирических исследований реальное состояние политического доверия молодежи (персонального и институционального) в контексте сохранения политической стабильности и выявить наиболее результативные региональные программы работы с молодежью, обеспечивающие стабилизацию показателей доверия.
- Выявить особенности механизмов формирования институционального и персонального политического доверия российской молодежи.
- Провести эмпирическое исследование в форме сетевого анализа групп пользователей социальной сети «ВКонтакте» с целью выявления особенностей дискурсивных политических практик и политических ориентаций групп молодежи с различным уровнем политического доверия.
- Провести экспертный опрос с представителями политически активной молодежи, органов власти, связанных с реализацией молодежной политики и учеными (серия экспертных глубинных нестандартизованных интервью) с целью получения комплексного представления о механизмах формирования политического доверия/недоверия в молодежной среде, катали-заторов и ингибиторах данного явления, возможностях корректировки политического доверия молодежи в онлайн- и офлайн коммуникации, наиболее корректных формах взаимодействия молодежи и органов власти различного уровня, способствующих повышению показателей институционального и политического доверия.
- Провести анализ текстов государственных программ, релевантных проблеме исследования, с целью выявления системных закономерностей и лучших практик по сдерживанию оттока молодежи из регионов и страны в целом путем оценки объема бюджетирования программ молодежной политики в регионах и вторичного анализа данных по внешней и внутренней миграции данной социальной группы.
- Провести опрос российской молодежи в возрасте от 14 до 35 лет в виде онлайн-анкетирования с объемом выборки 1500 человек с целью выявления максимально значимых для сегодняшней экономической, социальной и политической обстановки факторов, способствующих и препятствующих формированию политического доверия молодежи, получения сведений об актуальном состоянии политического институционального и персонального доверия молодежи структурам власти от локального до федерального уровней, конкретным политикам, политическим партиям, силовым структурам; степени устойчивости этого параметра массового политического сознания социально-демографической группы, особенностях идеологических ценностей, политических установок и предпочтений.
- Провести анализ коммуникативных практик, позволяющий оценить наличие/отсутствие доверия институтам региональной и локальной власти, на основе технологии Больших данных с привлечением процедур «обучения с учителем» (Supervised learning), путем выявления и изучения наиболее значимых кейсов в различных регионах.
- Подготовить аналитический отчет для органов публичной власти.