После заключения в 1596 году Брестской церковной унии ее сторонники в Речи Посполитой создали новую концепцию истории Киевской митрополии, согласно которой она с самого начала была верна Риму и лишь иногда впадала в «схизму». В рамках подобной концепции древнерусские святые объявлялись верными «униатами». Это было справедливо и по отношению к описанию сторонниками унии деятельности митрополита Петра святителя. Однако если перенос им митрополичьей кафедры в Москву в католических полемических и исторических сочинениях XVII века вообще не упоминался, то уже в XVIII веке, когда роль России в религиозной жизни Речи Посполитой стала очень значительной, католики и униаты начали активно встраивать «Москву» в свой исторический нарратив. Доказывая «истинность» католической веры, они, отталкиваясь от построений польских историков XVI-XVII вв., предложили свою трактовку появления и бытования географического и этнического понятия «Москва». Католические и униатские авторы указывали, что наименование «Москва» так прославилось и возвеличилось именно благодаря переносу «униатом» митрополитом Петром своей кафедры в Москву, что способствовало возвышению маленького княжества, и, соответственно, самому «святому единству».
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 24-28-00538): Понятия и категории в социально-политическом дискурсе государств Восточной Европы в Раннее Новое время.