Дислексия — это нарушение, проявляющееся в трудностях с распознаванием слов и декодированием. В основе большинства исследований дислексии лежит модель двойного пути чтения, которая предполагает два маршрута обработки: лексический (для знакомых слов) и сублексический (для незнакомых). Нарушения в этих процессах приводят к поверхностной, фонологической или смешанной дислексии. Орфографическая прозрачность языка влияет на проявление этих типов дислексии: в глубоких орфографиях (например, английский) чаще встречается фонологическая дислексия, тогда как в поверхностных (например, испанский) — лексическая.
В исследовании приняли участие 171 учащийся 8-11 классов в возрасте 14-17 лет. После исключения участников с показателями ниже возрастной нормы по тесту интеллекта "Прогрессивные матрицы Равена" финальная выборка составила 150 человек. Экспериментальная группа включала 31 школьника с нарушениями чтения, выявленными логопедом, контрольная группа — 119 учащихся без нарушений. Для диагностики лексической и сублексической дислексии использовались тесты на чтение слов и псевдослов. Лексическая дислексия определялась через низкую точность чтения слов при нормальной точности чтения псевдослов, сублексическая — через обратные результаты. Анализ данных проводился с помощью регрессионной модели для предсказания точности чтения (Castles, Coltheart, 1993).