РЕЦЕНЗИЯ НА РУКОПИСЬ «Научно-исследовательская деятельность в музее»
Учебно-методические материалы по направлению 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (уровень обучения: бакалавриат).
АВТОР: Никонова Антонина Александровна, кандидат исторических наук, доцент Кафедры музееведения и охраны памятников Института философии СПбГУ.
Общие замечания:
Содержание учебно-методических материалов «Научно-исследовательская деятельность в музее» направлено на то, чтобы в процессе освоения дисциплины сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, направленные на решение научно-теоретических и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий; оценивание эффективности и результатов научной деятельности; овладение основами современной методологии научного познания; составление рефератов, обзоров, методических пособий; развитие способности к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности.
Важность овладения указанными компетенциями для будущих музейных работников, получающих диплом по программе «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», не вызывает сомнений, поскольку практика современного музея связана с освоением многочисленных новаций и потребность в научной рефлексии этого процесса будет возрастать.
Оценка учебно-методических материалов. Соответствие ФГОС:
Рецензируемые учебно-методические материалы имеют четкую и логичную структуру, продиктованную целями и задачами курса. Материалы начинаются с вводной темы, в которой характеризуется предмет и задачи учебной дисциплины, тщательно разбираются дефиниции, изучаемые в дисциплине, особое внимание уделяется истории формирования и особенностям одной из основных функций музея, что позволяет составить целостное представление о музееведении как научной дисциплине. Уделяется внимание таким аспекты как основные методы научного изучения музейных коллекций, изучение полных каталогов музейных коллекций, освоение методики атрибуции музейных предметов.
Вторая часть учебно-методических материалов отражает структуру учебных занятий, которые включают 9 тематических блоков, изучение которых позволяет в полной мере реализовать цель и задачи курса. По каждой из тем приводятся методические рекомендации по изучению материала, задания и вопросы, большое внимание уделяется изучению терминологии, приводятся фрагменты научных публикаций по теме, а также списки литературы и электронных источников.
Практические занятия направлены на развитие заявленных компетенций и позволяют включить студента в работу с источниками на раннем этапе обучения, что соответствует современным требованиям педагогики высшей школы.
В учебно-методических материалах приведены методика проведения промежуточной аттестации и критерии оценивания освоения студентами материалов курса, примерный перечень вопросов к процедуре промежуточной аттестации, списки обязательной и дополнительной литературы, электронных источников, литературы и источников, использованных для составления пособия.
Представленные для рецензирования учебно-методические материалы соответствует ФГОС и задачам подготовки бакалавров по основной образовательной программе СПбГУ «Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия».
Таким образом, учебно-методические материалы «Научно-исследовательская деятельность в музее» решают заявленные задачи курса, содержат все необходимые
элементы, способствуют формированию профессиональных и специальных компетенций и соответствует требованиям ФГОС. Считаю целесообразным публикацию учебно-методических материалов «Научно-исследовательская деятельность в музее» и их использование в учебном процессе.
Кандидат педагогических наук
доцент кафедры информационных
систем в искусстве и гуманитарных
науках Факультета искусств СПбГУ
Гаевская Елена Георгиевна
Elena Gaevskaya