Евгений Анатольевич Маковецкий - Докладчик

Обстоятельства, позволяющие интерпретировать Видение в контексте иконоборческих споров:
1. В Видении содержится своего рода апология вещества. Отношение к веществу, материи, играло ключевую роль в спорах об изображениях, начиная со времён апологетов [1]. В Видении вещество присутствует в виде ангельских даров и наград: золото, серебро, медь, хлеб (просфоры целые и укрухи), миро, ладан. Более того, виды вещества иерархически сопоставлены монашеским добродетелям [2], [6], [7].
2. В Видении присутствует сюжет с иерархией даров, связанный с отсутствием/присутствием изображений на медных монетах [2]. Сюжет с образами на медяках и непосредственно отсылает к иконоборческой проблематике, и относится к сюжету о характире и имени на иконе [5] и к проблематике соотношения слова и образа, отсылающей, возможно, к полемике с языческой философией [ср. 3].
3. В Видении содержится сюжет о потерянных дарах теми, кто увлекается эллинскими книгами и учениями. Здесь прослеживаются следы полемики с язычниками, имевшей место в том числе в рамках формирования аргументации иконопочитания.
4. Косвенным доказательством является аналогическая близость сна и символического изображения: сон и изображение требуют внимательной интерпретации, приводящей к единственному верному результату.
5. Косвенным доказательством близости сюжета Видения к иконофильской проблематике является тот факт, что Евлогий Скитский входил в окружение свт. Иоанна Милостивого, в которое также входил еп. Леонтий Кипрский, автор важного иконофильского сочинения.
Включение Видение Евлогия в контекст иконофильской аргументации позволяет получить дополнительное свидетельство о природе транзита символического отношения к образам от языческой аргументации в защиту статуй к христианскому иконопочитанию [8 и 4].

Источники и литература:
1. Афинагор Афинянин. Предстательство за христиан // Раннехристианские апологеты II— IV веков: Переводы и исследования. М.: Ладомир, 2000. С. 45-79.
2. Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. Комиссией. Вып. 14, тетр. 1. Декабрь, день 31. М., 1914. Стб. 2566-2569.
3. Византийские легенды / Издание подготовила С.В. Полякова. Л.: Наука, 1972. С. 126
4. Квливидзе Н. В. «Видение Евлогия» в росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. Сб. статей. М.: Северный Паломник, 2005. С. 294–301.
5. Лурье, В. М., Баранов В.А. История Византийской философии. Формативный период. СПб.:Axiôma, 2006. С. 407-486.
6. Отечникъ. Рассказы о жизни святых подвижников. Изд. 5-е. М.: ДАРЪ, 2009. С. 154
7. Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1897. Вып. 3. С. 117-118.
8. Alexander Paul J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Ecclesiastical policy and image worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958.
25 июн 2021

Событие (конференция)

ЗаголовокXXIX международная конференция «Универсум Платоновской мысли: Рациональная теология в платонизме»
Период24/06/2125/06/21
Веб-адрес (URL-адрес)
Местоположение
Город
Степень признаниямеждународный уровень

Документы

ID: 86626923