Контрактная система госзакупок в России продолжает совершенствоваться, рассказали в интервью Городу+ эксперты в сфере городских, государственных, муниципальных и корпоративных закупок Алексей и Анна Кузьмины. В грядущем 2019 году все государственные финансовые операции будут переведены на открытые электронные торговые площадки, а процедура подачи заявки на участие в госзакупке станет проще. По прогнозам экспертов, в течение ближайшего пятилетия система станет более прозрачной, комфортной для бизнеса и достигнет лучших европейских результатов.
«В нашей стране начинает преобразовываться рынок, лет через 5 мы подойдем к цивилизованному уровню. У нас больше не будет сплетен, что все куплено, что деньги тратятся зря. Все будет предельно понятно и доступно. Такие изменения нужны и заказчикам, и бизнесу», – говорит Анна Кузьмина.
Ближайшим нововведением в системе госзакупок станет полный переход на цифровую платформу. То есть открытые конкурсы будут проводиться только через единый сайт, узнать о них и принять в них участие легко сможет любой предприниматель. Также через электронные площадки будут заключаться и размещаться в свободном доступе договоры и перечисляться средства. Соответствующее изменение внесено в 44 федеральный закон уже в 2018 году, а в 2019 оно вступит в полную силу.
Кроме того, Министерство финансов решило упростить условия участия в конкурсе госзакупок. Производитель или подрядчик, желающий продать государству свои товары и услуги, не должен будет заполнять предварительную заявку. То есть, до конкурса будут допускаться все претенденты, а уже среди них будет выбираться лучший вариант. Передумавший участвовать в конкурсе предприниматель сможет так же легко в любой момент отозвать заявку без штрафов и других санкций. Некоторые экономисты предполагают, что это послабление вызовет аферы и манипуляции со стороны бизнеса, но Алексей и Анна Кузьмины уверены в обратном.
«Есть в этом нововведении положительный аспект, прежде всего, для среднего и малого бизнеса. Предприниматели перестанут бояться предлагать свои услуги государству и соревноваться с крупными корпорациями. Недобросовестные участники закупок будут всегда, от этого никуда не деться, однако таким образом откроется путь и для добросовестных. Это государственная инициатива сокращения барьеров для малого бизнеса, та самая цивилизация», – объясняют эксперты.
Еще одна важная сторона развития рынка – это антидемпинговые меры. Сегодня в нашей стране контролем цен на открытых конкурсах занимается Федеральная антимонопольная служба. Однако она следит только за тем, чтобы цены на товары и услуги не завышались участниками торгов. Алексей и Анна Кузьмины считают, что для нормальной работы системы контролировать нужно и нижнюю ценовую планку. В европейских странах перед началом торгов, исходя из состояния рынка, вводят ограничение, ниже которого цена опуститься не может. Такие меры не только поддерживают рыночную экономику государства, но и защищают заказчиков от недобросовестных исполнителей.
В России нижней ценовой планки госзакупок пока не существует. Это приводит к тому, что большие корпорации предлагают, например, разработать логотип или построить здание за один рубль вместо нескольких миллионов, продвигая на государственном уровне свой бренд и лишая шансов на заказ менее крупных конкурентов. И это еще лучший вариант развития событий, выгодный, по крайней мере, для казны. В худшем же случае, подрядчик срывает исполнение контракта или делает работу некачественно.
«То, что предусмотрено сейчас законом, не в полной мере защищает заказчика от недобросовестных участников рынка. Серьезное снижение от начальной цены контракта не приводит ни к чему хорошему. В России пока нет возможности отстранять от торгов занижающего цену участника, так как низкая цена у нас лежит в основе конкуренции. Однако ФАС работает над этой проблематикой, и, я думаю, в ближайшие годы придет к решению», – считает Анна Кузьмина.
Сегодня рынок госзакупок в нашей стране контролируется федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятым в 2013 году. Также к этой сфере относятся 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе» и 223 ФЗ «О корпоративных закупках госкомпаний, госкорпораций, унитарных предприятий». В этих документах прописаны все требования, условия и руководства для участников конкурсов. Эксперты уверены: точно следуя этим законам, можно избежать большего количества проблем в сфере закупок и облегчить жизнь себе, бизнесу и государству.