Исследовательское поле настоящей статьи — поиск оснований для будущей «коллективной биографии» поляков в составе академической (преподавательской) корпорации столичного Университета с 1819 по 1917 г. В работе рассматриваются проблемы численности поляков в академической корпорации Университета, польской идентичности и критериев ее оценки, распределения польских ученых по факультетам Университета, а также типы академических и жизненных стратегий поляков-преподавателей. В статье анализируются три таких стратегии ― оппозиции, лояльности и интеграции. Автор приходит к выводу о возможности выделить две группы ученых польского происхождения, граница между которыми, однако, весьма зыбка. К первой группе можно отнести поляков, подчеркивавших или, по меньшей мере, четко осознававших свою этническую идентичность. Ко второй группе относятся ученые, имеющие польские корни, о которых они помнят, но воспринимают себя скорее русскими учеными (как правило, это выходцы из семей, на протяжении нескольких поколений живших в русс