В статье анализируется феномен рыболовства в контексте взаимодействия людей и северной природы. Предпринята попытка отойти от чисто социального аспекта рассмотрения феномена и перейти к более широкому, а именно к сетевому контексту его понимания. Теоретический и методологический подход (theoretical framework) исследовательской группы основан на: (а) акторно-сетевой теории французского социолога Бруно Латура и его концептуальных исследованиях по истории понимания “природы”, которые прямо или косвенно служат основой для современного западного экологического дискурса; (б) феноменологической рецепции Владимиром В. Бибихиным аристотелевского понимания живой природы как некоего совершенного автомата, т.е. самодвижущегося порядка живой материи изменение; (в) концептуальное понимание Яном В. Чесновым феномена “витальности” как части развития виртуальной парадигмы Николая А. Носова. На эмпирическом уровне в исследовании использовался метод глубинных и экспертных интервью. Весной и осенью 2022 года в Мурманской области было проведено 27 полуструктурированных интервью. Все респонденты были прямо или косвенно связаны с практикой рыболовства: рыбаки Мурманской области, в том числе те, кто систематически нарушает правила рыболовства в Северном рыбохозяйственном бассейне, сотрудники территориального управления Росрыболовства, сотрудники Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) [Российский федеральный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книпович, представители местной администрации Терского, Кольского и Кандалакшского районов Мурманской области, представители туристической отрасли и др. Эмпирической основой исследования стали интервью. В данной статье рассматривается популярность неформальных методов рыболовства в Мурманской области как выражение экзистенциального и ментального стремления в ответ на стимулирующую привлекательность или даже “вызов” природы. Соответственно, исследователи связывают врожденное желание рыбаков ловить рыбу для еды, освежения и продажи не столько с социокультурным контекстом, сколько с естественным (витальным) желанием реализовать себя как естественное существо. В работе природа понимается не как противостоящая социальному порядку, а как лежащая в основе этого порядка и пронизывающая его.