Подобно тому, как изгнание и возвращение в рай становятся условием речи (Мишель де Серто), эмиграция (изгнание-бегство из страны) становится условием возникновения в произведениях женщин-эмигрантов темы острова и путешествия. Исполняя роль травмы, эмиграция тем самым определяет творческую тематику в посттравматический период. Женщина-эмигрант, вследствие перемены в первую очередь пространства, вынуждена так или иначе отрефлексировать возникшее в эмиграции состояние отчуждения в терминах пространственной организации (преодолеть его или партиципировать). Можно предположить универсальность приобретаемого в эмиграции женского пространственного опыта своего и чужого. В таком случае островная символика и тема путешествия – характерная черта налагаемой на опыт эмиграции нарративной структуры вне зависимости от способа наррации и геополитической соотнесенности автора. В качестве примера рассматривается творчество женщин-эмигрантов: акционистки Марины Абрамович и художницы и режиссера Ширин Нешат.