Данная статья посвящена анализу применения этической экспертизы в медицинском образовании, как части многочисленных экспертиз и скринингов, которые применяются в медицине и в образовании. Этическая экспертиза обладает междисциплинарностью, которая позволяет включать в процесс исследования методики и использовать теории из разных научных гуманитарных и социальных направлений. Авторы стремились доказать значимость и полезность применения данной экспертизы, включающей одну или несколько технологий, которые направлены на решение межличностных, моральных и этических проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания студентов-медиков, а также наглядную демонстрацию тех нарративов, в виде учебных кейсов, которые в дальнейшем помогут им в медицинской практике. Этическая экспертиза легко встраивается в концепцию доказательной медицины, что позволяет приобщать студентов-медиков к профессиональной практике в процессе обучения. Каждая экспертиза имеет свои требования и лимит по использованию. В данной статье изложен порядок требований к эксперту и неэксперту, поскольку они оба являются морально ответственными субъектами. Требования к эксперту, врачу-преподавателю, должны быть более серьезными, чем к неэсперту, поскольку именно он несет большую ответственность за удовлетворительный результат реализации учебного процесса, за должное усвоение необходимого материала студентами, за корректную воспитательную работу среди молодёжи, направленную формирование морального облика профессионала, эмпатичности поведения их с пациентами и т.д. Этическую экспертизу может проводить сам врач-преподаватель, анализируя успешность, грамотность своих действий и поступков, однако объективно это сделать трудно, поэтому в статье рассматривается механизм этики экспертизы. Этика экспертизы осуществляется уполномоченным третьем лицом, который оценивает преподавательскую деятельность врача-преподавателя, используя для проведения этической экспертизы разные теоретические подходы, некоторые из которых представлены в данной статье. Использованные теории и методики: метаэтика, франчайзинг, теория общественного договора
Translated title of the contributionОсобенности использования этической экспертизы и этики экспертизы в медицинском образовании: проблемы и возможности
Original languageEnglish
Journal Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
StateAccepted/In press - Oct 2025

ID: 143480408