Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
CURRICULUM (УЧЕБНЫЙ ПЛАН) СОЦИОЛОГИИ ПО П.А. СОРОКИНУ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ, ВЛИЯНИЯ. / Головин, Николай Александрович; Виссонов, Роман Маркович.
In: СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, Vol. 13, No. 2, 5, 30.06.2022, p. 88-102.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - CURRICULUM (УЧЕБНЫЙ ПЛАН) СОЦИОЛОГИИ ПО П.А. СОРОКИНУ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ, ВЛИЯНИЯ
AU - Головин, Николай Александрович
AU - Виссонов, Роман Маркович
N1 - Головин Н.А., Виссонов Р.М. CURRICULUM (УЧЕБНЫЙ ПЛАН) СОЦИОЛОГИИ ПО П.А. СОРОКИНУ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ, ВЛИЯНИЯ // Социология науки и технологий. 2022. № 2. с.
PY - 2022/6/30
Y1 - 2022/6/30
N2 - В статье раскрывается процесс разработки учебного плана профессиональной подготовки социологов, разработанный П.А. Сорокиным (1889–1968) для факультета социологии в Гарварде (1931–1942), от его начального этапа — дифференциации просветительской и профессиональной модели социологического образования в России (1913, 1919–1922) до оригинальной модели социологического образования в Гарварде. Выделена идея и теоретическая основа этого учебного плана, связанная с предметом социологии и классификацией социальных отношений. После завершения фундаментального сочинения «Современные социологические теории» (1928) Сорокин как специалист, располагавший опытом теоретического и прикладного исследования и практическим опытом преподавания, был приглашен в Гарвардский университет для создания факультета социологии и приступил к разработке его учебного плана. При этом Сорокин был вынужден пойти на определенные компромиссы ввопросах состава учебных дисциплин с учетом поручения обеспечить интеграцию в учебный план социологии дисциплин факультета социальной этики. В итоге реальный учебный план не вполне соответствовал логической основе общей социологии, выработанной в сочинении «Современные социологические теории». На основе исследований в архивах и с учетом немецких журнальных дискуссий о состоянии социологии при участии Сорокина восстановлена структура и содержание учебного плана социологии в его модельной версии, претендующей на универсальность. Влияние модельного учебного плана Сорокина в США было ограничено преобразованием факультета социологии в факультет социальных отношений; в Германии оно оказалось прерванным приходом нацистов к власти (1933–1945); в России 1917–1988 гг. социология утратила статус самостоятельной науки. В послевоенной Германии Сорокин вместе с гарвардскими и другими американскими социологами активно содействовал восстановлению преподавания социологии в немецких университетах. В российской социологии реализуется ряд моделей подготовки социологов, учитывающих вклад П.А. Сорокина, развитие которых вновь актуализировано утверждением в 2021 г. профессионального стандарта «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям».
AB - В статье раскрывается процесс разработки учебного плана профессиональной подготовки социологов, разработанный П.А. Сорокиным (1889–1968) для факультета социологии в Гарварде (1931–1942), от его начального этапа — дифференциации просветительской и профессиональной модели социологического образования в России (1913, 1919–1922) до оригинальной модели социологического образования в Гарварде. Выделена идея и теоретическая основа этого учебного плана, связанная с предметом социологии и классификацией социальных отношений. После завершения фундаментального сочинения «Современные социологические теории» (1928) Сорокин как специалист, располагавший опытом теоретического и прикладного исследования и практическим опытом преподавания, был приглашен в Гарвардский университет для создания факультета социологии и приступил к разработке его учебного плана. При этом Сорокин был вынужден пойти на определенные компромиссы ввопросах состава учебных дисциплин с учетом поручения обеспечить интеграцию в учебный план социологии дисциплин факультета социальной этики. В итоге реальный учебный план не вполне соответствовал логической основе общей социологии, выработанной в сочинении «Современные социологические теории». На основе исследований в архивах и с учетом немецких журнальных дискуссий о состоянии социологии при участии Сорокина восстановлена структура и содержание учебного плана социологии в его модельной версии, претендующей на универсальность. Влияние модельного учебного плана Сорокина в США было ограничено преобразованием факультета социологии в факультет социальных отношений; в Германии оно оказалось прерванным приходом нацистов к власти (1933–1945); в России 1917–1988 гг. социология утратила статус самостоятельной науки. В послевоенной Германии Сорокин вместе с гарвардскими и другими американскими социологами активно содействовал восстановлению преподавания социологии в немецких университетах. В российской социологии реализуется ряд моделей подготовки социологов, учитывающих вклад П.А. Сорокина, развитие которых вновь актуализировано утверждением в 2021 г. профессионального стандарта «Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям».
KW - П.А. Сорокин
KW - Л. фон Визе
KW - история социологии
KW - преподавание социологии
KW - американская социология
KW - немецкая социология
KW - российская социология
M3 - статья
VL - 13
SP - 88
EP - 102
JO - СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
JF - СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
SN - 2079-0910
IS - 2
M1 - 5
ER -
ID: 100826692