СЕРГЕЙ ШВЕМБЕРГЕР. КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ
Живопись, графика, 3d анимация
С термином культурный слой Сергей Викторович Швембергер (1959–2018) был знаком не понаслышке. В юности и молодости он серьезно увлекался историей и археологией, работал на раскопках античных памятников Причерноморья: Илурат, Ольвия, Мирмекий. Тяга к искусству, потребность выразить себя в творчестве оказалась сильнее, но любовь к античности и истории осталась с ним навсегда. Об этом говорит и выбор тем Сергея Швембергера, во многом связанный с античностью. Это касается и живописи, и графики, и компьютерной анимации (в частности,3d реконструкции античных памятников).
Культурный слой в контексте данной выставки означает метафору жизни художника. Что остается после его ухода, каков итог его деятельности? Выставка не является ретроспективной, хотя на ней представлены работы, созданные в различные периоды жизни. Это всего лишь срез некоторых пластов его творчества. Сергей был человеком обширных интересов и нашел приложение своим талантам во многих областях искусства и науки. В разное время это были книжная графика, живопись, скульптура, инсталляция, перформанс, 3dанимация, трехмерные компьютерные реконструкции памятников истории и культуры. Он был в постоянном поиске новых форм для самовыражения. Но, несмотря на широкий круг интересов, особое и важное место в творчестве Сергея Швембергера занимала гравюра.
Окончив в 1991 графический факультет института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по мастерской заслуженного художника Российской Федерации Андрея Алексеевича Пахомова, он выбрал редкую специализацию – ксилографию. В последующие годы принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.
Швембергер долгое время сотрудничал с издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга» (издатель П. Г. Суспицын). Иллюстрировал и оформлял книги по произведениям Шекспира, Софокла, Горация, Гомера, в настоящее время хранящиеся в собрании Государственного Эрмитажа и в частных коллекциях. Именно в те годы были созданы лучшие произведения, в которых он ни на кого не похож. Ювелирная техника разработки поверхности гравюры, которую стали называть «чешуйки Швема» – визитная карточка художника. На выставке представлены иллюстрации из двух книг – «Троянская война» (Гомер и еще несколько античных авторов, 2008) и «Гамлет» (В. Шекспир, 2016). Эти работы, несмотря на очевидную узнаваемость почерка автора, отличаются друг от друга. Сильные, динамичные, полные внутреннего напряжения образы героев в «Троянской войне», сменяются более лиричными персонажами в «Гамлете». Легкое кружево гравюр напоминает танец. Особенно это прослеживается в линии женских образов. Каждая книга – результат нескольких лет кропотливой работы не только художника, но и коллектива издательства.
Живопись Сергея Швембергера представлена несколькими полотнами, созданными во второй половине 1980-х во время учебы в Академии Художеств. В картине «Переселение» уже улавливаются мотивы и характерные особенности изображения героев, которые прослеживаются и в созданных позднее гравюрах «Троянской войны»: море, корабли, геометрические орнаменты вооружения суровых воинов. Еще одной любимой темой был город и зонтики. Сергей неоднократно возвращался к этим сюжетам, как в изобразительном искусстве, так и в перформансе.
Позднее Швембергер увлекся компьютерной анимацией и видеоартом, с 2001 стал преподавать на кафедре информационных систем в искусстве и гуманитарных науках Факультета искусств СПбГУ. Его выпускники успешно работают во многих анимационных студиях России. Несколько анимационных фильмов и видеоинсталляций были созданы совместно с супругой Еленой Викторовной Логдачевой и коллегами. На выставке представлены видео: 3d реконструкции памятников Боспора - «Святилища Боспора» (2010), «Расписные склепы Боспора» (2009–2011), а также видеоинсталляция «Петрикирхе. Связь времен» (2014) и другие работы.
Сергей Швембергер был непосредственным ярким творцом своей жизни в искусстве, настоящим созидателем, которого не мучил извечный гамлетовский вопрос. Быть - и было его главным смыслом. К сожалению, преждевременная кончина не позволяет нам узнать, какими могли бы быть его новые работы и проекты. Но у художника есть неотъемлемое право на вторую жизнь – это жизнь его произведений, его культурный слой.