Идея богоизбранного василевса, который обладает неограниченной властью на зем-
ле, проходит лейтмотивом через всю историю византийской политической мысли,
но возникает закономерный вопрос: когда именно эта идея оформилась в полно-
ценную политическую теорию, учение о механизме и функциях самого государства.
На основе сравнительного анализа трех трактатов («Поучение» диакона Агапита,
«Диалог о политической науке» и «О стратегии»), созданных в VI — первой трети
VII вв., авторы прослеживают изменения в содержании тезиса о василевсе-само-
держце, который наделен властью свыше и в этом подобен Богу. Следуя четкому
критерию — политическая теория как учение о сущности и формах государства, —
авторы приходят к выводу, что в эпоху Юстиниана, вопреки распространенному
в историографии мнению, в виде полноценной политической теории существовала
только идея об ограничении власти императора системой традиционных римских
магистратур. Все призывы диакона Агапита о небесном подобии и самодержавной
власти Юстиниана, наоборот,