Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации. / Чебакова, Полина Александровна; Скворцова, Екатерина Александровна.
In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, Vol. 12, 2022, p. 304-317.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации
AU - Чебакова, Полина Александровна
AU - Скворцова, Екатерина Александровна
N1 - Чебакова П. А.; Скворцова Е. А. Персонификация России в искусстве XVIII века: идея и способ визуализации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 304–317. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-22
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье особенности персонификации России в XVIII в. (пол, возраст, физическое сложение, черты лица, костюм, атрибуты) выявлены на материале разных видов искусства и рассмотрены в сопоставлении с её словесными описаниями, а также европейской иконографией персонификаций государств. Наравне с традиционной женской фигурой страны, предметом исследования стали имеющие прецеденты в европейском искусстве примеры, когда Россия в композициях по поводу заключения мира воплощалась в мужском облике, а также случаи изображения России как ребёнка, восходящие к европейской традиции прославления новорожденного наследника в образе младенца Геракла, удушающего змей. Наиболее устойчивые черты персонификации России (её атрибуты — корона и государственный герб) указывают на монархическую форму государства и отличают ее в ряду ей подобных. Главным средством характеристики персонификации России служат жесты, значение которых во всех вариациях сводится прежде всего к демонстрации покорности государю.Иные смыслы обычно воплощают ситуативные атрибуты или другие аллегорические фигуры, присутствующие в композиции. Телесные, физиономические и возрастные характеристики обычно тяготеют к условному идеалу, а костюм является подобием античного. Тем более значимы редкие отступления, которые проанализированы в статье.
AB - В статье особенности персонификации России в XVIII в. (пол, возраст, физическое сложение, черты лица, костюм, атрибуты) выявлены на материале разных видов искусства и рассмотрены в сопоставлении с её словесными описаниями, а также европейской иконографией персонификаций государств. Наравне с традиционной женской фигурой страны, предметом исследования стали имеющие прецеденты в европейском искусстве примеры, когда Россия в композициях по поводу заключения мира воплощалась в мужском облике, а также случаи изображения России как ребёнка, восходящие к европейской традиции прославления новорожденного наследника в образе младенца Геракла, удушающего змей. Наиболее устойчивые черты персонификации России (её атрибуты — корона и государственный герб) указывают на монархическую форму государства и отличают ее в ряду ей подобных. Главным средством характеристики персонификации России служат жесты, значение которых во всех вариациях сводится прежде всего к демонстрации покорности государю.Иные смыслы обычно воплощают ситуативные атрибуты или другие аллегорические фигуры, присутствующие в композиции. Телесные, физиономические и возрастные характеристики обычно тяготеют к условному идеалу, а костюм является подобием античного. Тем более значимы редкие отступления, которые проанализированы в статье.
UR - https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-12/russian-art-in-the-18th-19th-centuries/10943.html
U2 - http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-22
DO - http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-04-22
M3 - статья
VL - 12
SP - 304
EP - 317
JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства
JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства
SN - 2312-2129
ER -
ID: 103406171