В статье рассматривается процесс изменения символического значения интерьера петербургского Исаакиевского собора на протяжении XIX в. Перестраивавшийся по проекту французского архитектора О. Монферрана собор, посвященный святому Исаакию Далматскому, день памяти которого совпадал с датой рождения Петра Великого, своим внутренним убранством символически обосновывал идею неразрывного единства православия и монархии. Символическое послание интерьера храма соответствовало идеологической программе царствования Николая I. Украшающие собор росписи, мозаики, рельефы содержали изображения святых, соименных членам династии Романовых. Символическая связь представителей императорской фамилии и изображенных святых подчеркивалась в делопроизводстве во время строительства собора и в его официальном описании. Автор статьи, обращаясь к архивным и опубликованным источникам, поставил своей целью проследить, изменялось ли и почему это «прочтение» интерьера. Процесс постепенного угасания предложенной еще Монферраном модели интерпретации символически нагруженного убранства коррелировал с изменениями в системе заведования собором. Пока все работы в интерьере собора находились под единоличным контролем министерства внутренних дел, образ храма-памятника династии Романовых оставался неприкосновенным. Убийство Александра II и развернувшееся соперничество различных групп правительственных консерваторов привели к пересмотру системы заведования собором, к появлению подконтрольного Святейшему Синоду Хозяйственного Управления и усилению роли настоятеля и клира в вопросах оформления храма. Происходившие в 1880-е – 1890-е гг. в интерьере собора изменения (появление новых икон, хоругвей) все более соответствовали его сугубо церковной интерпретации и, по-видимому, отражали в тот период еще только наметившееся, подспудное размежевание Православной церкви и российского самодержавия.
Original languageRussian
Pages (from-to)195-210
JournalStudia Slavica et Balcanica Petropolitana
Issue number1
StatePublished - 2022

ID: 99776376