Standard

Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии? / Бережная, Наталья Александровна.

In: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени, Vol. 3, No. 2, 2017, p. 75–108.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Бережная, НА 2017, 'Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии?', Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени, vol. 3, no. 2, pp. 75–108.

APA

Бережная, Н. А. (2017). Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии? Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени, 3(2), 75–108.

Vancouver

Бережная НА. Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии? Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2017;3(2):75–108.

Author

Бережная, Наталья Александровна. / Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии?. In: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2017 ; Vol. 3, No. 2. pp. 75–108.

BibTeX

@article{201a28e132004cd99f390c194cb37eb1,
title = "Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии?",
abstract = "В статье рассматриваются надгробные проповеди на смерть четырех пфальцских курфюрстов эпохи Реформации: Людвига V (Адам Бартлме, 1544), Фридриха II (Иероним Раушер, 1556), Отто Генриха (Варфоломей Вольфарт, 1559) и Фридриха III (Иоганн Шехсий и Даниэль Тоссан, 1576). Автор анализирует ранние биографические справки и отмечает, на каких событиях из жизни усопших пасторы делали акцент, какие добродетели считали достойными упоминания. Лютеранские и кальвинистские богословы, в попытках воздействовать на потенциальную аудиторию, описывали религиозный выбор пфальцских князей в зависимости от конкретной религиозной ситуации (Интерим, Аугсбургский религиозный мир, помощь французским гугенотам). Большинство историков (Р. Ленц, К. Н. Мур, М. Д. Хэмиг, Р. Кольб) считает, что биографические справки надгробных проповедей индивидуализируются лишь к середине или концу XVII в. Однако изучение дворянских (М. И. Хальворсон) и княжеских надгробных проповедей позволяет утверждать, что насыщенные персональными деталями образцы мемориального жанра могут встречаться и в последней четверти XVI в.: большое значение при этом имеет фактор личного знакомства пастора с почившим - если они хорошо знали друг друга, были единоверцами, проповедь скорее будет детализированной и персонифицированной. Показательна в этом отношении надгробная проповедь Даниэля Тоссана, посвященная «отцу кальвинистской Реформации» Фридриху III: мы впервые имеем дело не просто с религиозной полемикой с редкими отсылками к конкретным сюжетам, но с попыткой создать полноценный портрет князя, показать его во времени и пространстве, рассказать не только о политических событиях, но и о юности Фридриха, о его интересах, о близких ему людях.",
keywords = "надгробные проповеди, биография, Реформация, курфюрсты Пфальца, Фридрих III, Иоганн Шехсий, Даниэль Тоссан",
author = "Бережная, {Наталья Александровна}",
year = "2017",
language = "русский",
volume = "3",
pages = "75–108",
journal = "Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени",
issn = "2500-0926",
publisher = "Прокопьев Андрей Юрьевич",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Надгробные проповеди на смерть пфальцских курфюрстов 1540-х – 1570-х гг.: первые биографии?

AU - Бережная, Наталья Александровна

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - В статье рассматриваются надгробные проповеди на смерть четырех пфальцских курфюрстов эпохи Реформации: Людвига V (Адам Бартлме, 1544), Фридриха II (Иероним Раушер, 1556), Отто Генриха (Варфоломей Вольфарт, 1559) и Фридриха III (Иоганн Шехсий и Даниэль Тоссан, 1576). Автор анализирует ранние биографические справки и отмечает, на каких событиях из жизни усопших пасторы делали акцент, какие добродетели считали достойными упоминания. Лютеранские и кальвинистские богословы, в попытках воздействовать на потенциальную аудиторию, описывали религиозный выбор пфальцских князей в зависимости от конкретной религиозной ситуации (Интерим, Аугсбургский религиозный мир, помощь французским гугенотам). Большинство историков (Р. Ленц, К. Н. Мур, М. Д. Хэмиг, Р. Кольб) считает, что биографические справки надгробных проповедей индивидуализируются лишь к середине или концу XVII в. Однако изучение дворянских (М. И. Хальворсон) и княжеских надгробных проповедей позволяет утверждать, что насыщенные персональными деталями образцы мемориального жанра могут встречаться и в последней четверти XVI в.: большое значение при этом имеет фактор личного знакомства пастора с почившим - если они хорошо знали друг друга, были единоверцами, проповедь скорее будет детализированной и персонифицированной. Показательна в этом отношении надгробная проповедь Даниэля Тоссана, посвященная «отцу кальвинистской Реформации» Фридриху III: мы впервые имеем дело не просто с религиозной полемикой с редкими отсылками к конкретным сюжетам, но с попыткой создать полноценный портрет князя, показать его во времени и пространстве, рассказать не только о политических событиях, но и о юности Фридриха, о его интересах, о близких ему людях.

AB - В статье рассматриваются надгробные проповеди на смерть четырех пфальцских курфюрстов эпохи Реформации: Людвига V (Адам Бартлме, 1544), Фридриха II (Иероним Раушер, 1556), Отто Генриха (Варфоломей Вольфарт, 1559) и Фридриха III (Иоганн Шехсий и Даниэль Тоссан, 1576). Автор анализирует ранние биографические справки и отмечает, на каких событиях из жизни усопших пасторы делали акцент, какие добродетели считали достойными упоминания. Лютеранские и кальвинистские богословы, в попытках воздействовать на потенциальную аудиторию, описывали религиозный выбор пфальцских князей в зависимости от конкретной религиозной ситуации (Интерим, Аугсбургский религиозный мир, помощь французским гугенотам). Большинство историков (Р. Ленц, К. Н. Мур, М. Д. Хэмиг, Р. Кольб) считает, что биографические справки надгробных проповедей индивидуализируются лишь к середине или концу XVII в. Однако изучение дворянских (М. И. Хальворсон) и княжеских надгробных проповедей позволяет утверждать, что насыщенные персональными деталями образцы мемориального жанра могут встречаться и в последней четверти XVI в.: большое значение при этом имеет фактор личного знакомства пастора с почившим - если они хорошо знали друг друга, были единоверцами, проповедь скорее будет детализированной и персонифицированной. Показательна в этом отношении надгробная проповедь Даниэля Тоссана, посвященная «отцу кальвинистской Реформации» Фридриху III: мы впервые имеем дело не просто с религиозной полемикой с редкими отсылками к конкретным сюжетам, но с попыткой создать полноценный портрет князя, показать его во времени и пространстве, рассказать не только о политических событиях, но и о юности Фридриха, о его интересах, о близких ему людях.

KW - надгробные проповеди

KW - биография

KW - Реформация

KW - курфюрсты Пфальца

KW - Фридрих III

KW - Иоганн Шехсий

KW - Даниэль Тоссан

UR - http://proslogion.ru/wp-content/uploads/2018/03/Berejhnaya_32.pdf

M3 - статья

VL - 3

SP - 75

EP - 108

JO - Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени

JF - Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени

SN - 2500-0926

IS - 2

ER -

ID: 36614032