Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3–6 лет. / Наследов, Андрей Дмитриевич; Ткачева, Любовь Олеговна; Защиринская, Оксана Владимировна; Мирошников, Сергей Александрович.
In: Клиническая и специальная психология, Vol. 12, No. 4, 12.2023, p. 47-72.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3–6 лет
AU - Наследов, Андрей Дмитриевич
AU - Ткачева, Любовь Олеговна
AU - Защиринская, Оксана Владимировна
AU - Мирошников, Сергей Александрович
N1 - Работа посвящена эмпирическому анализу возрастных сдвигов в рамках факторной модели аутизма для детей дошкольного возраста. В исследованиях 2020–2022 гг. нами была получена факторная модель аутизма и выделены 4 вектора аутизма — типичные подтипы РАС у детей 3–4 лет. Среди них: 1) сложности в установлении эмоционального контакта, выражении своих эмоций и декодирования эмоций других людей в контексте социального взаимодействия; 2) сенсорная дезинтеграция; 3) нарушения в вербальном и невербальном общении и социальных навыках; 4) гиперактивность, включающая чрезмерные движения, двигательную расторможенность и беспокойное поведение. Необходимо подчеркнуть, что первые три вектора соответствуют основным симптомам РАС в соответствии с DSM-5. Выделенный фактор гиперактивности выходит за рамки основных симптомов РАС. В данной работе проведен сравнительный анализ вараженности и устойчивости симптомов в рамках 4-факторной модели аутизма для детей 3–4 и 5–6 лет с аутизмом. Сенсорные и коммуникативные нарушения снижаются с возрастом, однако эмоциональные нарушения и гиперактивность сохраняются на высоком уровне. Подробно разобраны теоретичеcкие основы эмоциональных нарушений и гиперактивности у детей с РАС. Представлены краткие практические рекомендации для эффективного раннего вмешательства с целью улучшения потенциальной траектории развития детей дошкольного возраста с РАС. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2023_n4/Nasledov_et_al [Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3–6 лет // Клиническая и специальная психология — 2023. Том 12. № 4]
PY - 2023/12
Y1 - 2023/12
N2 - Работа посвящена эмпирическому анализу возрастных сдвигов в рамках факторной модели аутизма для детей дошкольного возраста. В исследованиях 2020–2022 гг. нами была получена факторная модель аутизма и выделены 4 вектора аутизма — типичные подтипы РАС у детей 3–4 лет. Среди них: 1) сложности в установлении эмоционального контакта, выражении своих эмоций и декодирования эмоций других людей в контексте социального взаимодействия; 2) сенсорная дезинтеграция; 3) нарушения в вербальном и невербальном общении и социальных навыках; 4) гиперактивность, включающая чрезмерные движения, двигательную расторможенность и беспокойное поведение. Необходимо подчеркнуть, что первые три вектора соответствуют основным симптомам РАС в соответствии с DSM-5. Выделенный фактор гиперактивности выходит за рамки основных симптомов РАС. В данной работе проведен сравнительный анализ вараженности и устойчивости симптомов в рамках 4-факторной модели аутизма для детей 3–4 и 5–6 лет с аутизмом. Сенсорные и коммуникативные нарушения снижаются с возрастом, однако эмоциональные нарушения и гиперактивность сохраняются на высоком уровне. Подробно разобраны теоретичеcкие основы эмоциональных нарушений и гиперактивности у детей с РАС. Представлены краткие практические рекомендации для эффективного раннего вмешательства с целью улучшения потенциальной траектории развития детей дошкольного возраста с РАС.
AB - Работа посвящена эмпирическому анализу возрастных сдвигов в рамках факторной модели аутизма для детей дошкольного возраста. В исследованиях 2020–2022 гг. нами была получена факторная модель аутизма и выделены 4 вектора аутизма — типичные подтипы РАС у детей 3–4 лет. Среди них: 1) сложности в установлении эмоционального контакта, выражении своих эмоций и декодирования эмоций других людей в контексте социального взаимодействия; 2) сенсорная дезинтеграция; 3) нарушения в вербальном и невербальном общении и социальных навыках; 4) гиперактивность, включающая чрезмерные движения, двигательную расторможенность и беспокойное поведение. Необходимо подчеркнуть, что первые три вектора соответствуют основным симптомам РАС в соответствии с DSM-5. Выделенный фактор гиперактивности выходит за рамки основных симптомов РАС. В данной работе проведен сравнительный анализ вараженности и устойчивости симптомов в рамках 4-факторной модели аутизма для детей 3–4 и 5–6 лет с аутизмом. Сенсорные и коммуникативные нарушения снижаются с возрастом, однако эмоциональные нарушения и гиперактивность сохраняются на высоком уровне. Подробно разобраны теоретичеcкие основы эмоциональных нарушений и гиперактивности у детей с РАС. Представлены краткие практические рекомендации для эффективного раннего вмешательства с целью улучшения потенциальной траектории развития детей дошкольного возраста с РАС.
KW - аутизм, вектор развития, психологическая коррекция, коррекция поведения
UR - https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2023_n4/Nasledov_et_al
U2 - 10.17759/cpse.2023120403
DO - 10.17759/cpse.2023120403
M3 - статья
VL - 12
SP - 47
EP - 72
JO - Клиническая и специальная психология
JF - Клиническая и специальная психология
SN - 2304-0394
IS - 4
ER -
ID: 116835761