В статье рассмотрены взгляды православных священнослужителей и церковных публицистов конца XIX – начала XX в. на проблему воспитания подрастающего поколения в русском национальном духе. В качестве источников привлечены тексты из церковной периодики и стенограммы выступлений депутатов от духовенства в Государственной думе. На основе этих материалов делается вывод, что многие деятели церкви считали существовавшую в Российской империи систему образования недостаточно национальной по духу, а традиции домашнего воспитания в интеллигентных семьях оценивались некоторыми из них как антинациональные и космополитические. Исправление ситуации виделось православным публицистам, прежде всего, в усилении связи школы с церковью – главной хранительницей русского национального духа. Кроме того, предлагалось усилить воспитательно-патриотический компонент в преподавании русского языка, литературы, истории, географии, которое церковные авторы желали видеть не сухим и отвлеченным, а живым, вдохновляющим, проникнутым «здоровой идеализацией» всего родного и отечественного. В ходе думских дискуссий о путях развития российского начального образования, деятели церкви защищали преимущества церковноприходской школы, указывая, в числе прочего, на ее национально-патриотическую направленность. В то же время земская школа оценивалась в церковной печати как рассадник революционных и космополитических идей. Таким образом, Православная Российская церковь выступала оплотом консервативных и национальных начал в сфере образования.
Original languageRussian
Pages (from-to)220-231
JournalТЕТРАДИ ПО КОНСЕРВАТИЗМУ
Issue number1
StatePublished - Feb 2020

ID: 71416853