Издания знаменитого собрания рассказов Пу Сун-лина (蒲松齡, 1640–1715) «Ляо Чжай чжи и» (聊齋志異, «Странные истории из Кабинета Неудачника») в XIX веке были многочисленны и разнообразны. Особое место среди них занимает литографический свод1886 года, отпечатанный в Шанхае на средства магната Сюй Жуня (徐潤, 1838–1911), содержащий богатый иллюстративный материал и снабженный специально написанными
стихотворными вставками. Он назывался «Сянчжу “Ляо Чжай чжи и” ту юн» (詳註聊齋誌異圖詠, «Проиллюстрированные и откомментированные “Странные истории из Кабинета Неудачника”») и породил массу подражаний и подделок среди китайских изданий конца XIX — первой половины XX в. Иногда они выполнялись настолько успешно, что были почти неотличимы от оригинала, иногда нарочито демонстрировали свою самобытность, становясь самостоятельными произведениями полиграфического искусства с собственными художественными особенностями.
Одновременно с литографическими в начале XX века начинают появляться и издания, выполненные типографским способом,
но по оформлению они либо повторяли первоначальный шанхайский свод, либо сильно приближались к нему. Эта традиция оказывается настолько живучей, что современные типографские издания также продолжают копировать внешнюю форму сборника 1886 года.
Цель данной статьи — рассказать о важнейших чертах оригинального
литографического свода 1886 года и о важнейших поздних переизданиях вплоть до 1930-х годов, об их кодикологических особенностях, существенных при атрибуции.