В поэме «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание») тюркского поэта эпохи Караханидов Йусуфа Баласагуни (XI в.) оно из центральных мест (главы 70-71) занимает встреча и беседа двух основных героев произведения – элика (правителя) Кюнтогды и суфийского подвижника, отшельника Одгурмыша. Жизненные позиции героев, их взгляды на общество и месте человека в нём, на взаимоотношение людей приобретают общефилософское звучание. По сути, их переписка, а затем и личная беседа – это спор о назначении человека, о смысле его существования.
Правитель Кюнтогды является воплощением качества «справедливости» (ар. ʻадл), он утверждает, что обрести счастье в земном и загробном мире возможно только через активное служение близким людям и всему обществу, исполнение своего долга перед государством. Отшельник Одгурмыш, воплощающий собой качества «непритязательности», «отрешённости» от всего мирского (ар. канаʻат), напротив, отвергает служение земным правителям, участие в общественной жизни, брак и семью, проповедует суровый аскетизм и подвижническое служение Богу. Именно такое служение, по его мысли, приведет к познанию Истины и обретению внутреннего спокойствия, счастья.
Автор поэмы не даёт предпочтение ни одному из указанных путей достижения совершенства, Божественной милости и человеческого счастья. Однако в целом, по производимому ими художественному впечатлению, читателю кажутся более убедительными аргументы в споре с отшельником и наставления элика Кюнтогды. Отношение же автора, стремившегося своей поэмой способствовать укреплению нормативного ислама как идеологической основы государства, к проповедям и личности отшельника Одгурмыша весьма неоднозначное, но в целом – уважительное.
Проповеди Одгурмыша, их содержание и образность, а также полемика с ним правителя Кюнтогды предвосхищают мистические мотивы в более поздних, классических произведениях тюркской литературы Средней и Малой Азии; в частности, в стихах Ходжи Ахмада Йасави (ум. 1166), тюркско-сельджукских стихах Мухаммада Бахааддина Султана Веледа (1226-1312), сына Джалаладдина Руми (ум. 1273), Алишера Навои (1441-1501) и Бабарахима Машраба (1640-1711), особенно стихотворную полемику двух последних поэтов с «лицемерными шейхами».