Standard

Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020. / Гриценко, Елена Владимировна.

In: СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ, No. 4 (137), 01.09.2020, p. 80-97.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{08456ae25e4e493c820f417fcd35d343,
title = "Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020",
abstract = "Стремительно проведённая в первой половине 2020 года масштабная конституционная реформа не только ставит перед законодательной властью новые задачи по дальнейшему приведению в соответствие с изменённой Конституцией российского законодательства, но и становится серьёзным вызовом для конституционно-правовой науки. Многие устоявшиеся и казавшиеся незыблемыми интерпретации конституционных принципов требуют переосмысления. В значительной мере это касается вопросов федеративного устройства и местного самоуправления, которые пока остаются в тени общественных и экспертных обсуждений. В то же время существует настоятельная необходимость в определении места и значения поправок об общероссийской государственной идентичности в институте федеративного устройства и в раскрытии содержания принципа единства системы публичной власти. Интерпретация данного принципа исключительно в организационном ключе вступает в противоречие с конституционной концепцией федерализма и организационной самостоятельностью местного самоуправления. Новеллы о единстве системы публичной власти не должны выхолащивать принцип самостоятельности субъектов в определении своей системы органов государственной власти. В связи с этим выбор модели организации власти в субъектах РФ - совмещение или несовмещение статуса высшего должностного лица субъекта со статусом руководителя высшего исполнительного органа власти и учреждение или неучреждение конституционных (уставных) судов - должен оставаться за субъектом РФ. Изменения модели российского бикамерализма, начатые ещё в 2014 году и продолженные в 2020-м, также предполагают теоретическое обоснование нового подхода к составу Совета Федерации и к изменению в нём природы народного представительства. Разграничение предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами не подверглось значимым изменениям, пересечения сфер исключительного и совместного ведения не были устранены. Поправки в перечень предметов ведения Российской Федерации лишь добавили неопределённости в вопросе о том, что представляет собой сфера исключительного федерального ведения - «организация публичной власти». Конституционному Суду РФ и законодателю ещё предстоит серьёзная работа по обеспечению внутренней согласованности положений изменённого конституционного текста о разграничении предметов ведения. Тем временем закрепление на конституционном уровне в компетенции муниципалитетов, помимо вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, вопросов, имеющих публичное значение и реализуемых во взаимодействии с органами государственной власти, требует дополнительной проработки гарантий их финансового обеспечения. Изменения, затрагивающие национальные и территориальные основы федерализма и местного самоуправления, также следует рассматривать в системной взаимосвязи с сохраняющими свою силу положениями преамбулы, первой и второй глав Конституции РФ. В этой связи организация публичной власти на федеральных территориях, в городах федерального значения, в административных центрах субъектов РФ не может быть выведена за рамки федеративных отношений и отношений местного самоуправления.",
keywords = "ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО, Местное самоуправление, ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, Конституция Российской Федерации, ЗАКОН О ПОПРАВКЕ 2020, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ, FEDERAL STRUCTURE, LOCAL GOVERNMENT, PUBLIC AUTHORITY, RUSSIAN CONSTITUTIONALISM, THE 2020 AMENDMENT LAW, IAN CONSTITUTIONAL COURT",
author = "Гриценко, {Елена Владимировна}",
note = "Гриценко Е. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. №4(137). С.80–97.",
year = "2020",
month = sep,
day = "1",
doi = "DOI: 10.21128/1812-7126-2020-4-80-97",
language = "русский",
pages = "80--97",
journal = "СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ",
issn = "1812-7126",
publisher = "Институт права и публичной политики",
number = "4 (137)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020

AU - Гриценко, Елена Владимировна

N1 - Гриценко Е. Федерализм и местное самоуправление в свете российской конституционной реформы 2020 года // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. №4(137). С.80–97.

PY - 2020/9/1

Y1 - 2020/9/1

N2 - Стремительно проведённая в первой половине 2020 года масштабная конституционная реформа не только ставит перед законодательной властью новые задачи по дальнейшему приведению в соответствие с изменённой Конституцией российского законодательства, но и становится серьёзным вызовом для конституционно-правовой науки. Многие устоявшиеся и казавшиеся незыблемыми интерпретации конституционных принципов требуют переосмысления. В значительной мере это касается вопросов федеративного устройства и местного самоуправления, которые пока остаются в тени общественных и экспертных обсуждений. В то же время существует настоятельная необходимость в определении места и значения поправок об общероссийской государственной идентичности в институте федеративного устройства и в раскрытии содержания принципа единства системы публичной власти. Интерпретация данного принципа исключительно в организационном ключе вступает в противоречие с конституционной концепцией федерализма и организационной самостоятельностью местного самоуправления. Новеллы о единстве системы публичной власти не должны выхолащивать принцип самостоятельности субъектов в определении своей системы органов государственной власти. В связи с этим выбор модели организации власти в субъектах РФ - совмещение или несовмещение статуса высшего должностного лица субъекта со статусом руководителя высшего исполнительного органа власти и учреждение или неучреждение конституционных (уставных) судов - должен оставаться за субъектом РФ. Изменения модели российского бикамерализма, начатые ещё в 2014 году и продолженные в 2020-м, также предполагают теоретическое обоснование нового подхода к составу Совета Федерации и к изменению в нём природы народного представительства. Разграничение предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами не подверглось значимым изменениям, пересечения сфер исключительного и совместного ведения не были устранены. Поправки в перечень предметов ведения Российской Федерации лишь добавили неопределённости в вопросе о том, что представляет собой сфера исключительного федерального ведения - «организация публичной власти». Конституционному Суду РФ и законодателю ещё предстоит серьёзная работа по обеспечению внутренней согласованности положений изменённого конституционного текста о разграничении предметов ведения. Тем временем закрепление на конституционном уровне в компетенции муниципалитетов, помимо вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, вопросов, имеющих публичное значение и реализуемых во взаимодействии с органами государственной власти, требует дополнительной проработки гарантий их финансового обеспечения. Изменения, затрагивающие национальные и территориальные основы федерализма и местного самоуправления, также следует рассматривать в системной взаимосвязи с сохраняющими свою силу положениями преамбулы, первой и второй глав Конституции РФ. В этой связи организация публичной власти на федеральных территориях, в городах федерального значения, в административных центрах субъектов РФ не может быть выведена за рамки федеративных отношений и отношений местного самоуправления.

AB - Стремительно проведённая в первой половине 2020 года масштабная конституционная реформа не только ставит перед законодательной властью новые задачи по дальнейшему приведению в соответствие с изменённой Конституцией российского законодательства, но и становится серьёзным вызовом для конституционно-правовой науки. Многие устоявшиеся и казавшиеся незыблемыми интерпретации конституционных принципов требуют переосмысления. В значительной мере это касается вопросов федеративного устройства и местного самоуправления, которые пока остаются в тени общественных и экспертных обсуждений. В то же время существует настоятельная необходимость в определении места и значения поправок об общероссийской государственной идентичности в институте федеративного устройства и в раскрытии содержания принципа единства системы публичной власти. Интерпретация данного принципа исключительно в организационном ключе вступает в противоречие с конституционной концепцией федерализма и организационной самостоятельностью местного самоуправления. Новеллы о единстве системы публичной власти не должны выхолащивать принцип самостоятельности субъектов в определении своей системы органов государственной власти. В связи с этим выбор модели организации власти в субъектах РФ - совмещение или несовмещение статуса высшего должностного лица субъекта со статусом руководителя высшего исполнительного органа власти и учреждение или неучреждение конституционных (уставных) судов - должен оставаться за субъектом РФ. Изменения модели российского бикамерализма, начатые ещё в 2014 году и продолженные в 2020-м, также предполагают теоретическое обоснование нового подхода к составу Совета Федерации и к изменению в нём природы народного представительства. Разграничение предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами не подверглось значимым изменениям, пересечения сфер исключительного и совместного ведения не были устранены. Поправки в перечень предметов ведения Российской Федерации лишь добавили неопределённости в вопросе о том, что представляет собой сфера исключительного федерального ведения - «организация публичной власти». Конституционному Суду РФ и законодателю ещё предстоит серьёзная работа по обеспечению внутренней согласованности положений изменённого конституционного текста о разграничении предметов ведения. Тем временем закрепление на конституционном уровне в компетенции муниципалитетов, помимо вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, вопросов, имеющих публичное значение и реализуемых во взаимодействии с органами государственной власти, требует дополнительной проработки гарантий их финансового обеспечения. Изменения, затрагивающие национальные и территориальные основы федерализма и местного самоуправления, также следует рассматривать в системной взаимосвязи с сохраняющими свою силу положениями преамбулы, первой и второй глав Конституции РФ. В этой связи организация публичной власти на федеральных территориях, в городах федерального значения, в административных центрах субъектов РФ не может быть выведена за рамки федеративных отношений и отношений местного самоуправления.

KW - ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

KW - Местное самоуправление

KW - ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

KW - Конституция Российской Федерации

KW - ЗАКОН О ПОПРАВКЕ 2020

KW - КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ

KW - FEDERAL STRUCTURE

KW - LOCAL GOVERNMENT

KW - PUBLIC AUTHORITY

KW - RUSSIAN CONSTITUTIONALISM

KW - THE 2020 AMENDMENT LAW

KW - IAN CONSTITUTIONAL COURT

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43867614

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/dbe29ba1-1b7a-34a2-8905-03d555a380f5/

U2 - DOI: 10.21128/1812-7126-2020-4-80-97

DO - DOI: 10.21128/1812-7126-2020-4-80-97

M3 - статья

SP - 80

EP - 97

JO - СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

JF - СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

SN - 1812-7126

IS - 4 (137)

ER -

ID: 62466041