Research output: Contribution to journal › Review article › peer-review
Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX — начало XX в.). / Маточкина, Анна Игоревна; Стецкевич, Михаил Станиславович.
In: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ, Vol. 36, No. 1, 5, 01.01.2018, p. 82-106.Research output: Contribution to journal › Review article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX — начало XX в.)
AU - Маточкина, Анна Игоревна
AU - Стецкевич, Михаил Станиславович
PY - 2018/1/1
Y1 - 2018/1/1
N2 - Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX- начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии – противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е.Крымский).Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А.Машанова, Н.П.Остроумова, П.К.Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.
AB - Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX- начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии – противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е.Крымский).Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А.Машанова, Н.П.Остроумова, П.К.Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.
KW - Исламоведение; казанская миссионерская школа; академическая школа; конфессионализм; научная объективность
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85046948975&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.22394/2073-7203-2018-36-1-82-106
DO - 10.22394/2073-7203-2018-36-1-82-106
M3 - Обзорная статья
AN - SCOPUS:85046948975
VL - 36
SP - 82
EP - 106
JO - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
JF - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
SN - 2073-7203
IS - 1
M1 - 5
ER -
ID: 26520048