В научном обзоре, базирующемся на библейских книгах, литературных памятниках Античности и христианского Ближнего Востока, а также широком круге отечественной и
зарубежной литературы, подробно освещены основные критерии, определяющие армянскую христианскую идентичность на рубеже поздней Античности и раннего Средневековья. Это и христианизация и «нахараризация» общества Великой Армении и ее церкви, создание национального письма, школы и литературы, наконец, обособление Армянской церкви от Вселенской. Автор продемонстрировал, как в результате генезиса христианской идентичности у армян в IV–VI вв. многовековой процесс политико-культурного влияния Ирана и паниранского культа, когда со времен ахеменидского завоевания Древнеармянского царства Оронтидов в середине VI в. до н. э. социально-политические и культурно-религиозные институты в армянских землях пребывали в тесной интеграции с ирано-зороастрийскими, завершился. Поэтому автор уделяет должное внимание ирано-зороастрийским элементам в армянском античном обществе и «армянском язычестве». Наконец, он заключает, что, в результате формирования христианской идентичности армянам не только удалось в эпоху зороастрийской державы Сасанидов с оружием в руках отстоять «армянское христианство», но и продолжить развитие тысячелетних этнокультурных традиций и эволюцию нахарарского строя.