В статье рассматриваются возможные прямые и косвенные влияния предшествующей культурной и научной традиции на исследовательские методы в различные эпохи и на полученные учеными экспериментальные данные. Ретроспективный порядок изложения, принятый в статье, отражает ход проведенного исследования. Показано, что при измерении акустических характеристик гласных ученые второй половины XIX – начала XX в. использовали наборы камертонов. Наиболее яркий, характерный тон в звучании гласного определялся на слух. В результате таких экспериментов были обнаружены октавные соотношения между характерными тонами отдельных гласных. Психологические особенности эксперимента, научная и культурная традиция характеризуются как факторы, которые могли повлиять на результаты акустического анализа.Изучение работ авторов XVII в., стоявших у истока описания акустических характеристик гласных, позволило обнаружить, что философско-эстетические воззрения той эпохи могли прямо или косвенно повлиять на описания гласных не только в XVII в., но и в более позднее время: идея «основных» гласных «алфавита Адама» отразилась на создании фонетического инструментария в XIX в., а идея общей гармонии и поиск пропорции прослеживается в описаниях гласных вплоть до начала XX века.