Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
"УСТАЛОСТЬ СОСТРАДАТЬ" В ПРАКТИКАХ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19). / Богомягкова, Е.С.; Попова, Е.Е.
In: Sotsiologicheskie Issledovaniya, Vol. 2021, No. 6, 01.06.2021, p. 46-56.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - "УСТАЛОСТЬ СОСТРАДАТЬ" В ПРАКТИКАХ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19)
AU - Богомягкова, Е.С.
AU - Попова, Е.Е.
N1 - Funding Information: Acknowledgements. This article was prepared with support from the Russian Science Foundation, project No. 18-18-00132. Publisher Copyright: © 2021, Russian Academy of Sciences. All rights reserved.
PY - 2021/6/1
Y1 - 2021/6/1
N2 - Статья содержит результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в практиках медиапотребления активных пользователей Интернета и социальных сетей, проведенного весной 2020 г. методом онлайн-опроса. В качестве кейса анализировались используемые современными СМИ стратегии проблематизации ситуации распространения COVID-19. Актуальность обращения к данной теме обусловлена двумя основными обстоятельствами: слабой разработанностью проблематики сложных и нелинейных отношений медиа и аудитории в российском социологическом дискурсе и беспрецедентной медико-социальной ситуацией, сопровождавшейся чрезмерной активностью СМИ. В результате в целевой группе был обнаружен эффект «усталости сострадать» уже в течение первого месяца эпидемии как реакция на содержание медиасообщений, описаны его проявления и некоторые детерминанты, выявлены гендерные и возрастные различия в восприятии информации о коронавирусе и способах эмоционального реагирования. Исследование зафиксировало рост усталости и раздражения среди респондентов, связанный с целенаправленным уклонением от получения новых сведений. Значимым фактором эмоционального выгорания является оценка новостей о коронавирусе как драматичных и сенсационных. При этом контент Интернет-ресурсов оценивается более негативно по сравнению с телевизионным и в большей степени вызывает отрицательные переживания. Полученные данные свидетельствуют о резистентности активных интернет-пользователей к мобилизации с помощью стратегий драматизации, применяемых СМИ. Достаточно быстрое эмоциональное выгорание аудитории в первую волну эпидемии объясняется тем, что сегодня «усталость сострадать» становится априорной установкой, а современные практики медиапотребления могут быть описаны с помощью метафоры серфинга на гребне информационных волн.
AB - Статья содержит результаты эмпирического исследования эффекта «усталости сострадать» в практиках медиапотребления активных пользователей Интернета и социальных сетей, проведенного весной 2020 г. методом онлайн-опроса. В качестве кейса анализировались используемые современными СМИ стратегии проблематизации ситуации распространения COVID-19. Актуальность обращения к данной теме обусловлена двумя основными обстоятельствами: слабой разработанностью проблематики сложных и нелинейных отношений медиа и аудитории в российском социологическом дискурсе и беспрецедентной медико-социальной ситуацией, сопровождавшейся чрезмерной активностью СМИ. В результате в целевой группе был обнаружен эффект «усталости сострадать» уже в течение первого месяца эпидемии как реакция на содержание медиасообщений, описаны его проявления и некоторые детерминанты, выявлены гендерные и возрастные различия в восприятии информации о коронавирусе и способах эмоционального реагирования. Исследование зафиксировало рост усталости и раздражения среди респондентов, связанный с целенаправленным уклонением от получения новых сведений. Значимым фактором эмоционального выгорания является оценка новостей о коронавирусе как драматичных и сенсационных. При этом контент Интернет-ресурсов оценивается более негативно по сравнению с телевизионным и в большей степени вызывает отрицательные переживания. Полученные данные свидетельствуют о резистентности активных интернет-пользователей к мобилизации с помощью стратегий драматизации, применяемых СМИ. Достаточно быстрое эмоциональное выгорание аудитории в первую волну эпидемии объясняется тем, что сегодня «усталость сострадать» становится априорной установкой, а современные практики медиапотребления могут быть описаны с помощью метафоры серфинга на гребне информационных волн.
KW - COVID-19
KW - Internet users
KW - Involvement
KW - Media consumption
KW - Problematization
KW - Social networks
KW - “Compassion fatigue”
KW - media consumption
KW - social networks
KW - AUDIENCE
KW - "compassion fatigue"
KW - involvement
KW - problematization
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85115784959&partnerID=8YFLogxK
UR - https://proxy.library.spbu.ru:2228/item.asp?id=46209523
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/7907f4e7-bafd-3dce-a572-48814edf61dd/
U2 - 10.31857/s013216250012269-8
DO - 10.31857/s013216250012269-8
M3 - статья
AN - SCOPUS:85115784959
VL - 2021
SP - 46
EP - 56
JO - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
JF - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SN - 0132-1625
IS - 6
ER -
ID: 86669108