Данная статья касается двенадцати дзуйхицу японского прозаика Сиба Рётаро «Путешествуя по истории», написанных в столетнюю годовщину Реставрации Мэйдзи (1968 г.). Записки формируют у широкой японской читательской аудитории образы исторического прошлого на основании трех параметров, которые выбрал автор: «фудо» (ландшафт), «дзидай» (историческая эпоха) и «дзимбуцу» (люди). В статье будет показано, как при помощи данных параметров интеллектуал и знаток японской истории создает популярную «воображаемую географию» Японии, ориентированную на пробуждение интереса к национальной истории, обновление образов позитивного и комфортного прошлого и возрождение интереса к национальной истории. Автор стремится показать, что японский путь развития, будучи тесно связанным с азиатским путем развития, в то же время выступает миниатюризированной моделью истории мира. Также он продолжает идеи японского этнолога Янагита Кунио об этнокультурном разнообразии японских местностей. Двенадцать дзуйхицу формируют пантеон японских знаменитых мест «мэйсё», которые традиционно пользовались большой популярностью среди местных путешественников. Места посещения Сиба Рётаро объединяет общий замысел создания своего рода «Золотого кольца» мест и городов, внесших весомый вклад в формирование современной Японии как историко-культурного сообщества.