Standard

Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века. / Скворцова, Екатерина Александровна.

In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, No. 12, 2022, p. 236-246.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{137eea96d289490a8ac32dd169495d09,
title = "Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века",
abstract = "В статье рассматривается практика облачения монарха иноземной династии в местный костюм, характерная для композитарных монархий, но осуществлявшаяся и в государствах, не входивших в подобные образования, в случае появления правителя из новой, “чужой” династии. В русскоязычной искусствоведческой историографии эта проблематика не рассматривались. В европейской научной литературе нет обобщающего труда, который бы суммировал результаты, изложенные в статьях, посвящённых, каждая, традиции одной страны. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не являясь всеохватной, позволяет увидеть общие механизмы и нюансы различий на примере королевства Венгрии в составе монархии Габсбургов, королевства Польши в составе династического агломерата с Саксонским курфюршеством, королевства Шотландии в составе Великобритании и Испании под властью Бурбонов.В каждом случае костюм имел социальные особенности. Это могло быть платье знати, близкое одежде иных слоев (Венгрия) или принципиально отличное от неё (Польша), или платье социальных низов, заимствованное знатью (Испания), или же платье социальных низов, ими более не используемое, заимствованное знатью (Шотландия). Однако это всегда костюм, осмыслявшийся как воплощение идентичности, имевший историю, подлинную или придуманную, и непременно остававшийся актуальным для элиты в тот момент. Практика облачения монарха в подобный костюм фиксируется в разных медиа. В XVII в. одним из важнейших среди них становится парадный портрет, декларативность которого соответствует публичности акта облачения в это платье, в котором монарх представал обычно на коронации (Польша, Венгрия) или во время значимых торжеств (Шотландия).",
keywords = "НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, репрезентация власти, КОМПОЗИТАРНАЯ МОНАРХИЯ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 - НАЧАЛА 19 ВЕКА, ПОРТРЕТ МОНАРХА, ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ, NATIONAL COSTUME, representation of power, COMPOSITE MONARCHY, EUROPEAN ART OF THE 17TH- EARLY 19TH CENTURIES, PORTRAIT OF A MONARCH, CEREMONIAL PORTRAIT",
author = "Скворцова, {Екатерина Александровна}",
note = "Скворцова Е. А. Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 236–246. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16",
year = "2022",
doi = "http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16",
language = "русский",
pages = "236--246",
journal = "Актуальные проблемы теории и истории искусства",
issn = "2312-2129",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "12",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века

AU - Скворцова, Екатерина Александровна

N1 - Скворцова Е. А. Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 236–246. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В статье рассматривается практика облачения монарха иноземной династии в местный костюм, характерная для композитарных монархий, но осуществлявшаяся и в государствах, не входивших в подобные образования, в случае появления правителя из новой, “чужой” династии. В русскоязычной искусствоведческой историографии эта проблематика не рассматривались. В европейской научной литературе нет обобщающего труда, который бы суммировал результаты, изложенные в статьях, посвящённых, каждая, традиции одной страны. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не являясь всеохватной, позволяет увидеть общие механизмы и нюансы различий на примере королевства Венгрии в составе монархии Габсбургов, королевства Польши в составе династического агломерата с Саксонским курфюршеством, королевства Шотландии в составе Великобритании и Испании под властью Бурбонов.В каждом случае костюм имел социальные особенности. Это могло быть платье знати, близкое одежде иных слоев (Венгрия) или принципиально отличное от неё (Польша), или платье социальных низов, заимствованное знатью (Испания), или же платье социальных низов, ими более не используемое, заимствованное знатью (Шотландия). Однако это всегда костюм, осмыслявшийся как воплощение идентичности, имевший историю, подлинную или придуманную, и непременно остававшийся актуальным для элиты в тот момент. Практика облачения монарха в подобный костюм фиксируется в разных медиа. В XVII в. одним из важнейших среди них становится парадный портрет, декларативность которого соответствует публичности акта облачения в это платье, в котором монарх представал обычно на коронации (Польша, Венгрия) или во время значимых торжеств (Шотландия).

AB - В статье рассматривается практика облачения монарха иноземной династии в местный костюм, характерная для композитарных монархий, но осуществлявшаяся и в государствах, не входивших в подобные образования, в случае появления правителя из новой, “чужой” династии. В русскоязычной искусствоведческой историографии эта проблематика не рассматривались. В европейской научной литературе нет обобщающего труда, который бы суммировал результаты, изложенные в статьях, посвящённых, каждая, традиции одной страны. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не являясь всеохватной, позволяет увидеть общие механизмы и нюансы различий на примере королевства Венгрии в составе монархии Габсбургов, королевства Польши в составе династического агломерата с Саксонским курфюршеством, королевства Шотландии в составе Великобритании и Испании под властью Бурбонов.В каждом случае костюм имел социальные особенности. Это могло быть платье знати, близкое одежде иных слоев (Венгрия) или принципиально отличное от неё (Польша), или платье социальных низов, заимствованное знатью (Испания), или же платье социальных низов, ими более не используемое, заимствованное знатью (Шотландия). Однако это всегда костюм, осмыслявшийся как воплощение идентичности, имевший историю, подлинную или придуманную, и непременно остававшийся актуальным для элиты в тот момент. Практика облачения монарха в подобный костюм фиксируется в разных медиа. В XVII в. одним из важнейших среди них становится парадный портрет, декларативность которого соответствует публичности акта облачения в это платье, в котором монарх представал обычно на коронации (Польша, Венгрия) или во время значимых торжеств (Шотландия).

KW - НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

KW - репрезентация власти

KW - КОМПОЗИТАРНАЯ МОНАРХИЯ

KW - ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 - НАЧАЛА 19 ВЕКА

KW - ПОРТРЕТ МОНАРХА

KW - ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ

KW - NATIONAL COSTUME

KW - representation of power

KW - COMPOSITE MONARCHY

KW - EUROPEAN ART OF THE 17TH- EARLY 19TH CENTURIES

KW - PORTRAIT OF A MONARCH

KW - CEREMONIAL PORTRAIT

UR - https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-12/european-art-in-the-modern-times/10937.html

U2 - http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16

DO - http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16

M3 - статья

SP - 236

EP - 246

JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства

JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства

SN - 2312-2129

IS - 12

ER -

ID: 103406131