Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века. / Скворцова, Екатерина Александровна.
In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, No. 12, 2022, p. 236-246.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века
AU - Скворцова, Екатерина Александровна
N1 - Скворцова Е. А. Костюм правителя как средство репрезентации символического единения с населением в Европе в XVII — начале XIX века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 236–246. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматривается практика облачения монарха иноземной династии в местный костюм, характерная для композитарных монархий, но осуществлявшаяся и в государствах, не входивших в подобные образования, в случае появления правителя из новой, “чужой” династии. В русскоязычной искусствоведческой историографии эта проблематика не рассматривались. В европейской научной литературе нет обобщающего труда, который бы суммировал результаты, изложенные в статьях, посвящённых, каждая, традиции одной страны. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не являясь всеохватной, позволяет увидеть общие механизмы и нюансы различий на примере королевства Венгрии в составе монархии Габсбургов, королевства Польши в составе династического агломерата с Саксонским курфюршеством, королевства Шотландии в составе Великобритании и Испании под властью Бурбонов.В каждом случае костюм имел социальные особенности. Это могло быть платье знати, близкое одежде иных слоев (Венгрия) или принципиально отличное от неё (Польша), или платье социальных низов, заимствованное знатью (Испания), или же платье социальных низов, ими более не используемое, заимствованное знатью (Шотландия). Однако это всегда костюм, осмыслявшийся как воплощение идентичности, имевший историю, подлинную или придуманную, и непременно остававшийся актуальным для элиты в тот момент. Практика облачения монарха в подобный костюм фиксируется в разных медиа. В XVII в. одним из важнейших среди них становится парадный портрет, декларативность которого соответствует публичности акта облачения в это платье, в котором монарх представал обычно на коронации (Польша, Венгрия) или во время значимых торжеств (Шотландия).
AB - В статье рассматривается практика облачения монарха иноземной династии в местный костюм, характерная для композитарных монархий, но осуществлявшаяся и в государствах, не входивших в подобные образования, в случае появления правителя из новой, “чужой” династии. В русскоязычной искусствоведческой историографии эта проблематика не рассматривались. В европейской научной литературе нет обобщающего труда, который бы суммировал результаты, изложенные в статьях, посвящённых, каждая, традиции одной страны. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не являясь всеохватной, позволяет увидеть общие механизмы и нюансы различий на примере королевства Венгрии в составе монархии Габсбургов, королевства Польши в составе династического агломерата с Саксонским курфюршеством, королевства Шотландии в составе Великобритании и Испании под властью Бурбонов.В каждом случае костюм имел социальные особенности. Это могло быть платье знати, близкое одежде иных слоев (Венгрия) или принципиально отличное от неё (Польша), или платье социальных низов, заимствованное знатью (Испания), или же платье социальных низов, ими более не используемое, заимствованное знатью (Шотландия). Однако это всегда костюм, осмыслявшийся как воплощение идентичности, имевший историю, подлинную или придуманную, и непременно остававшийся актуальным для элиты в тот момент. Практика облачения монарха в подобный костюм фиксируется в разных медиа. В XVII в. одним из важнейших среди них становится парадный портрет, декларативность которого соответствует публичности акта облачения в это платье, в котором монарх представал обычно на коронации (Польша, Венгрия) или во время значимых торжеств (Шотландия).
KW - НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
KW - репрезентация власти
KW - КОМПОЗИТАРНАЯ МОНАРХИЯ
KW - ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 - НАЧАЛА 19 ВЕКА
KW - ПОРТРЕТ МОНАРХА
KW - ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ
KW - NATIONAL COSTUME
KW - representation of power
KW - COMPOSITE MONARCHY
KW - EUROPEAN ART OF THE 17TH- EARLY 19TH CENTURIES
KW - PORTRAIT OF A MONARCH
KW - CEREMONIAL PORTRAIT
UR - https://actual-art.spbu.ru/publikatsii/archive/vol-12/european-art-in-the-modern-times/10937.html
U2 - http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16
DO - http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-16
M3 - статья
SP - 236
EP - 246
JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства
JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства
SN - 2312-2129
IS - 12
ER -
ID: 103406131