Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы. / Осипов, Игорь Дмитриевич ; Рыбас, Александр Евгеньевич .
In: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, No. 11, 2021, p. 147-156.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы
AU - Осипов, Игорь Дмитриевич
AU - Рыбас, Александр Евгеньевич
N1 - Осипов И. ., Рыбас А. . Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы // Вопросы философии. 2021. Т. № 11. С. 147–156.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во времена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методологии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимущественно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинградской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеологической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектического материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950–1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и оригинальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа – основоположниковЛенинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952–1964), и деканов философского факультета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951–1960) и В.П. Рожина (1960–1969), способствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в развитии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.
AB - В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во времена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методологии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимущественно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинградской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеологической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектического материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950–1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и оригинальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа – основоположниковЛенинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952–1964), и деканов философского факультета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951–1960) и В.П. Рожина (1960–1969), способствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в развитии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.
KW - Faculty of Philosophy of Leningrad State University
KW - History of Russian philosophy
KW - Leningrad school of philosophy of science
KW - Philosophy of science
KW - Soviet Marxism
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85120652778&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47225990
U2 - 10.21146/0042-8744-2021-11-147-156
DO - 10.21146/0042-8744-2021-11-147-156
M3 - статья
AN - SCOPUS:85120652778
SP - 147
EP - 156
JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
SN - 0042-8744
IS - 11
ER -
ID: 91386198