Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e24f508e7df74192a54801a6e7c229bf,
title = "Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы",
abstract = "В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во вре­мена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методоло­гии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимуще­ственно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинград­ской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеоло­гической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектическо­го материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950–1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и ориги­нальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональ­ном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа – основоположниковЛенинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952–1964), и деканов философского фа­культета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951–1960) и В.П. Рожина (1960–1969), спо­собствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в раз­витии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.",
keywords = "Faculty of Philosophy of Leningrad State University, History of Russian philosophy, Leningrad school of philosophy of science, Philosophy of science, Soviet Marxism",
author = "Осипов, {Игорь Дмитриевич} and Рыбас, {Александр Евгеньевич}",
note = "Осипов И. ., Рыбас А. . Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы // Вопросы философии. 2021. Т. № 11. С. 147–156.",
year = "2021",
doi = "10.21146/0042-8744-2021-11-147-156",
language = "русский",
pages = "147--156",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "11",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы

AU - Осипов, Игорь Дмитриевич

AU - Рыбас, Александр Евгеньевич

N1 - Осипов И. ., Рыбас А. . Наука как путь к творчеству: к истории философских дискуссий в ЛГУ в 1950–1960-е годы // Вопросы философии. 2021. Т. № 11. С. 147–156.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во вре­мена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методоло­гии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимуще­ственно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинград­ской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеоло­гической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектическо­го материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950–1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и ориги­нальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональ­ном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа – основоположниковЛенинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952–1964), и деканов философского фа­культета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951–1960) и В.П. Рожина (1960–1969), спо­собствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в раз­витии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.

AB - В статье рассматриваются дискуссии на философском факультете ЛГУ во вре­мена хрущевской «оттепели», инициированные необходимостью осмысления феномена науки и приведшие к возникновению Ленинградской философской школы. Авторы полагают, что исходя из анализируемых вопросов и методоло­гии исследований можно сделать вывод о том, что в этой школе преимуще­ственно разрабатывалась философско-научная проблематика. Существующее в отечественной историко-философской литературе определение Ленинград­ской школы как школы онтологической (в противовес Московской гносеоло­гической школе) является неточным. Более того, оно затрудняет актуализацию философских достижений представителей Ленинградской школы, поскольку побуждает рассматривать их идеи исключительно в контексте споров вокруг определения материи, которые имели место среди теоретиков диалектическо­го материализма в советское время. Напротив, прочтение работ, написанных ленинградскими философами в 1950–1960-е гг., с точки зрения актуальной философии науки позволяет увидеть в них те философские новации и ориги­нальные решения, которые свидетельствуют как о высоком профессиональ­ном уровне Ленинградской школы, так и о большом творческом потенциале разрабатывавшихся в этой школе идей. Особое внимание в статье уделяется анализу взглядов В.И. Свидерского и В.А. Штоффа – основоположниковЛенинградской школы философии науки. Рассматриваются также работы А.Д. Александрова, ректора ЛГУ (1952–1964), и деканов философского фа­культета ЛГУ В.П. Тугаринова (1951–1960) и В.П. Рожина (1960–1969), спо­собствовавших популяризации научно-философских учений в университете и организации открытых дискуссий. Отмечается роль, которую сыграли в раз­витии Ленинградской школы философии науки исследования А.С. Мамзина, Л.О. Резникова, Г.А. Подкорытова, В.П. Бранского, А.С. Кармина и др.

KW - Faculty of Philosophy of Leningrad State University

KW - History of Russian philosophy

KW - Leningrad school of philosophy of science

KW - Philosophy of science

KW - Soviet Marxism

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85120652778&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47225990

U2 - 10.21146/0042-8744-2021-11-147-156

DO - 10.21146/0042-8744-2021-11-147-156

M3 - статья

AN - SCOPUS:85120652778

SP - 147

EP - 156

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 11

ER -

ID: 91386198