С целью выявления возрастной динамики характеристик речевого развития ребенка, прогностических для овладения навыком чтения, проведено лонгитюдное исследование детей (n=10) от рождения до 7 лет. На основе комплексного метода анализа выявлена связь между физиологическим состоянием ребенка при рождении, характеристиками его вокализаций на первом году жизни и уровнем речевого развития в 4-7 лет. Показано, что сочетание факторов возраста и риска развития при рождении, значимо влияют на понимание прочитанного материала ребенком в возрасте 5-7-и лет. Результаты проведенного исследования свидетельствуют в пользу представления о том, что овладение разговорной речью и навыком чтения представляет единый процесс речевого развития и позволяют заключить, что прогностически значимым для овладения ребенком навыком чтения является весь предшествующий ход раннего речевого развития.