Standard

Зачем читать о животных: к вопросу о становлении жанра автобиографии животного в британской литературе XVIII–XIX вв. / Иванкива, Марина Владимировна.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , Vol. 20, No. 3, 2023, p. 495–515.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{7e17f98188c54b5d8f994287c5523b9a,
title = "Зачем читать о животных: к вопросу о становлении жанра автобиографии животного в британской литературе XVIII–XIX вв.",
abstract = "Статья представляет анализ генезиса автобиографии животного в английской лите-ратуре рубежа XVIII–XIX вв., жанра, который, появившись в круге взрослого чтения, скоро занял центральное место в поле детской литературы. Возникновение, становле-ние и эволюция жанра рассматриваются в трех контекстах. Идеи А. Смита и Д. Юма, педагогические учения Дж. Локка и С. Триммер, а также исследование А. Аалтолы в области зооэтики формируют центральные философские категории нового жанра: сентиментальное чувствование, симпатия, забота о благополучии другого живого су-щества. Автобиографическое повествование о животном рассматривается в контексте романной культуры XVIII в. Сопоставление автобиографии животного с популярным в XVIII в. типом романа о приключении вещи (it-narrative, novel of circulation) актуали-зирует проблематику одушевленного/неодушевленного рассказчика. Эволюция жанра прослеживается на материале трех произведений, в которых повествование ведется от лица зверя: «Жизнь и прогулки мыши» Д. Килнер, «Приключения ослика» А. Аргус, «Черный Красавчик» А. Сьюэлл. Так как авторами подобных автобиографий стали пре-имущественно женщины, на которых возлагалась забота о детях, третьим направлени-ем анализа становится женский биографический текст и женские нарративные страте-гии в жизнеописаниях. Написанные более двух столетий назад женщинами, которые присваивали себе голоса животных и говорили об их благополучии, автобиографии осмысляются в терминах экофеминистской критики, animal studies и human-animal studies. Делается вывод о том, что данный жанр можно назвать просвещенческим про-ектом, который обладал и до сих пор обладает не только дидактической, но и эманси-паторной функцией",
author = "Иванкива, {Марина Владимировна}",
year = "2023",
doi = "10.21638/spbu09.2023.306",
language = "русский",
volume = "20",
pages = "495–515",
journal = " ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ",
issn = "2541-9358",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Зачем читать о животных: к вопросу о становлении жанра автобиографии животного в британской литературе XVIII–XIX вв.

AU - Иванкива, Марина Владимировна

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Статья представляет анализ генезиса автобиографии животного в английской лите-ратуре рубежа XVIII–XIX вв., жанра, который, появившись в круге взрослого чтения, скоро занял центральное место в поле детской литературы. Возникновение, становле-ние и эволюция жанра рассматриваются в трех контекстах. Идеи А. Смита и Д. Юма, педагогические учения Дж. Локка и С. Триммер, а также исследование А. Аалтолы в области зооэтики формируют центральные философские категории нового жанра: сентиментальное чувствование, симпатия, забота о благополучии другого живого су-щества. Автобиографическое повествование о животном рассматривается в контексте романной культуры XVIII в. Сопоставление автобиографии животного с популярным в XVIII в. типом романа о приключении вещи (it-narrative, novel of circulation) актуали-зирует проблематику одушевленного/неодушевленного рассказчика. Эволюция жанра прослеживается на материале трех произведений, в которых повествование ведется от лица зверя: «Жизнь и прогулки мыши» Д. Килнер, «Приключения ослика» А. Аргус, «Черный Красавчик» А. Сьюэлл. Так как авторами подобных автобиографий стали пре-имущественно женщины, на которых возлагалась забота о детях, третьим направлени-ем анализа становится женский биографический текст и женские нарративные страте-гии в жизнеописаниях. Написанные более двух столетий назад женщинами, которые присваивали себе голоса животных и говорили об их благополучии, автобиографии осмысляются в терминах экофеминистской критики, animal studies и human-animal studies. Делается вывод о том, что данный жанр можно назвать просвещенческим про-ектом, который обладал и до сих пор обладает не только дидактической, но и эманси-паторной функцией

AB - Статья представляет анализ генезиса автобиографии животного в английской лите-ратуре рубежа XVIII–XIX вв., жанра, который, появившись в круге взрослого чтения, скоро занял центральное место в поле детской литературы. Возникновение, становле-ние и эволюция жанра рассматриваются в трех контекстах. Идеи А. Смита и Д. Юма, педагогические учения Дж. Локка и С. Триммер, а также исследование А. Аалтолы в области зооэтики формируют центральные философские категории нового жанра: сентиментальное чувствование, симпатия, забота о благополучии другого живого су-щества. Автобиографическое повествование о животном рассматривается в контексте романной культуры XVIII в. Сопоставление автобиографии животного с популярным в XVIII в. типом романа о приключении вещи (it-narrative, novel of circulation) актуали-зирует проблематику одушевленного/неодушевленного рассказчика. Эволюция жанра прослеживается на материале трех произведений, в которых повествование ведется от лица зверя: «Жизнь и прогулки мыши» Д. Килнер, «Приключения ослика» А. Аргус, «Черный Красавчик» А. Сьюэлл. Так как авторами подобных автобиографий стали пре-имущественно женщины, на которых возлагалась забота о детях, третьим направлени-ем анализа становится женский биографический текст и женские нарративные страте-гии в жизнеописаниях. Написанные более двух столетий назад женщинами, которые присваивали себе голоса животных и говорили об их благополучии, автобиографии осмысляются в терминах экофеминистской критики, animal studies и human-animal studies. Делается вывод о том, что данный жанр можно назвать просвещенческим про-ектом, который обладал и до сих пор обладает не только дидактической, но и эманси-паторной функцией

U2 - 10.21638/spbu09.2023.306

DO - 10.21638/spbu09.2023.306

M3 - статья

VL - 20

SP - 495

EP - 515

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

SN - 2541-9358

IS - 3

ER -

ID: 115063578