Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Святитель Петр и перенос митрополичьей кафедры в Москву в католических полемических и исторических сочинениях в Речи Посполитой XVII–XVIII вв. / Медведев, Кирилл Максимович.
In: ПАЛЕОРОСИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВО ВРЕМЕНИ, В ЛИЧНОСТЯХ, В ИДЕЯХ, Vol. 30, No. 2, 2025, p. 37-47.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Святитель Петр и перенос митрополичьей кафедры в Москву в католических полемических и исторических сочинениях в Речи Посполитой XVII–XVIII вв.
AU - Медведев, Кирилл Максимович
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - Статья посвящена рассмотрению того, как в католических и униатских религиозно-полемических и церковно-исторических сочинениях, создававшихся в Речи Посполитой в XVII-XVIII вв., трактовалась деятельность свт. Петра и переносим митрополичьей кафедры в Москву. Отмечается, что если до 1640-х Петра считали, скорее, «схизматиком», то позднее утвердилось мнение, что он был верен унии с Римом. Однако, в целом его деятельность описывалась очень лаконично, а перенос им митрополичьей кафедры в Москву вообще не упоминался католическими и униатскими авторами. Связано это было, скорее всего, с тем, что история Московского государства тогда мало волновала католических полемистов Речи Посполитой. Данная ситуация меняется в XVIII в., когда Россия начинает играть очень существенную роль в жизни Польши. Тогда католическим и униатским авторам удалось встроить восточного соседа в свой исторический нарратив. Они доказывали, что Москва стала такой могущественной и создала великую державу во многом именно благодаря благочестивому «католику» митр. Петру и переносу им туда своей резиденции. Католики, отталкиваясь от построений польских историков XVI в., также утверждали, что именно тогда начало славиться и распространяться географическое и этническое наименование «Москва», и поэтому сами русские позже стали именовать себя «москвитянами». Таким образом, Россия как бы оказывалась обязана своим величием не православию, как утверждали их православные визави, а католицизму.
AB - Статья посвящена рассмотрению того, как в католических и униатских религиозно-полемических и церковно-исторических сочинениях, создававшихся в Речи Посполитой в XVII-XVIII вв., трактовалась деятельность свт. Петра и переносим митрополичьей кафедры в Москву. Отмечается, что если до 1640-х Петра считали, скорее, «схизматиком», то позднее утвердилось мнение, что он был верен унии с Римом. Однако, в целом его деятельность описывалась очень лаконично, а перенос им митрополичьей кафедры в Москву вообще не упоминался католическими и униатскими авторами. Связано это было, скорее всего, с тем, что история Московского государства тогда мало волновала католических полемистов Речи Посполитой. Данная ситуация меняется в XVIII в., когда Россия начинает играть очень существенную роль в жизни Польши. Тогда католическим и униатским авторам удалось встроить восточного соседа в свой исторический нарратив. Они доказывали, что Москва стала такой могущественной и создала великую державу во многом именно благодаря благочестивому «католику» митр. Петру и переносу им туда своей резиденции. Католики, отталкиваясь от построений польских историков XVI в., также утверждали, что именно тогда начало славиться и распространяться географическое и этническое наименование «Москва», и поэтому сами русские позже стали именовать себя «москвитянами». Таким образом, Россия как бы оказывалась обязана своим величием не православию, как утверждали их православные визави, а католицизму.
KW - религиозная полемика
KW - Брестская уния
KW - католицизм
KW - православие
KW - Речь Посполитая
KW - история России
KW - Киевская митрополия
KW - митрополит Петр святитель
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83079354
U2 - 10.47132/2618-9674_2025_2_37
DO - 10.47132/2618-9674_2025_2_37
M3 - статья
VL - 30
SP - 37
EP - 47
JO - ПАЛЕОРОСИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВО ВРЕМЕНИ, В ЛИЧНОСТЯХ, В ИДЕЯХ
JF - ПАЛЕОРОСИЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ВО ВРЕМЕНИ, В ЛИЧНОСТЯХ, В ИДЕЯХ
SN - 2618-9674
IS - 2
ER -
ID: 144959790