Рассматриваются общественные дискуссии, развернувшиеся в канадской
франкоязычной провинции Квебек в середине – второй половине 2000-х гг. по поводу так называемых разумных компромиссов (или разумных приспособлений), на которые может или должно пойти общество-реципиент ради интеграции иммигрантов, являющихся носителями иных культурных и религиозных ценностей. Вскрывается специфика квебекской модели интеркультурализма, которой придерживается данная провинция и
которая получила международную известность. Подчеркивается, что на отношение франко-квебекского сообщества к иммигрантам влияет его двойственное положение: оно составляет большинство в провинции Квебек (по многим показателям сравнимой со средним европейским государством), но меньшинство в масштабах Канады. Отсюда его подверженность ассимиляционным страхам и стремление использовать иммиграцию в
качестве источника пополнения «квебекской нации», что, в свою очередь, может приводить к конфликтам и/или взаимному непониманию из-за различия в подходах, требованиях, ожиданиях большинства и меньшинства. Приводятся примеры конфликтных ситуаций, связанных с запросами представителей меньшинств (преимущественно из числа «недавних
иммигрантов» из стран «третьего мира») и реакцией на них франко-квебекского большинства, которое, с одной стороны, подчеркивает свою светскость и открытость, но с другой – не является ценностно-нейтральным, сохраняя значительный субстрат франко-канадского католического наследия. Анализируется политика провинциальных властей по
отношению к данным конфликтам. Особое внимание уделяется деятельности
Консультационной комиссии по практикам разумных приспособлений, связанных с культурными различиями (комиссии Бушара – Тейлора), созданной квебекским правительством в 2007 г. Отмечаются наиболее важные наблюдения и рекомендации, содержащиеся в ее итоговом докладе.