Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
О сем Томазий, закона учитель, глаголет… (Особенности употребления антропонимов в «Разговоре дву приятелей о пользе науки и училищах» В. Н. Татищева). / Руднев, Д.В.
In: Литературная культура России XVIII века, No. 8, 2019, p. 19-45.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - О сем Томазий, закона учитель, глаголет… (Особенности употребления антропонимов в «Разговоре дву приятелей о пользе науки и училищах» В. Н. Татищева)
AU - Руднев, Д.В.
N1 - Руднев Д. В. О сем Томазий, закона учитель, глаголет… (Особенности употребления антропонимов в «Разговоре дву приятелей о пользе науки и училищах» В. Н. Татищева) // Литературная культура России XVIII века. Выпуск 8 / под ред. П. Е. Бухаркина, Е. М. Матвеева. — СПб.: Геликон Плюс, 2019. C. 19–45.
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В статье анализируются тематические группы, синтаксические особенности и функции антропонимов в «Разговоре дву приятелей о пользе науки и училищах В. Н. Татищева. В ходе анализа выделены тематические группы использованных антропонимов. В этих группах представлены русские, европейские и античные правители, учители церкви, мудрецы и философы, ученые, законодатели, создатели училищ и т. д. Татищев апеллирует к этим группам антропонимов при раскрытии основной темы своего произведения — о пользе науки. В результате исследования синтаксических функций антропонимов делается вывод о том, что антропонимы в подавляющем большинстве случаев употребляются в качестве подлежащего. Выявлена корреляция между тематическими группами антропонимов и семантикой предикатов. Антропонимы в позиции дополнения, определения и обстоятельства представлены в тексте Татищева гораздо реже. Кроме того, исследовано употребление антропонимов в составе пояснительных конструкций с элементами ‘яко’ и ‘как то’. Завершается статья описанием функций антропонимов в тексте «Разговора», которые имеют стилистический, интегрирующий, риторический и культурно-идентифицирующий характер.
AB - В статье анализируются тематические группы, синтаксические особенности и функции антропонимов в «Разговоре дву приятелей о пользе науки и училищах В. Н. Татищева. В ходе анализа выделены тематические группы использованных антропонимов. В этих группах представлены русские, европейские и античные правители, учители церкви, мудрецы и философы, ученые, законодатели, создатели училищ и т. д. Татищев апеллирует к этим группам антропонимов при раскрытии основной темы своего произведения — о пользе науки. В результате исследования синтаксических функций антропонимов делается вывод о том, что антропонимы в подавляющем большинстве случаев употребляются в качестве подлежащего. Выявлена корреляция между тематическими группами антропонимов и семантикой предикатов. Антропонимы в позиции дополнения, определения и обстоятельства представлены в тексте Татищева гораздо реже. Кроме того, исследовано употребление антропонимов в составе пояснительных конструкций с элементами ‘яко’ и ‘как то’. Завершается статья описанием функций антропонимов в тексте «Разговора», которые имеют стилистический, интегрирующий, риторический и культурно-идентифицирующий характер.
KW - русский язык
KW - XVIII в.
KW - Татищев В.Н.
KW - антропонимы
KW - неймдроппинг
KW - Russian language
KW - XVIII century
KW - Tatishchev
KW - anthroponym
KW - name-dropping
UR - https://pure.spbu.ru/admin/workspace.xhtml
M3 - статья
SP - 19
EP - 45
JO - Литературная культура России XVIII века
JF - Литературная культура России XVIII века
SN - 2310-5569
IS - 8
ER -
ID: 52308100