Подготовка психологов и клинических психологов, в частности, проблема не только методическая. Тут как нигде ярко проявляются все методологические проблемы современной психологической науки. Подготовка психолога как профессионала предполагает осознание собственных позиций в трактовке психологического знания, определении предмета науки, целей и методов психологической подготовки, задач и способов психологической помощи и психологического просвещения.
Современная психология вмещает в себя два принципиально различных подхода к исследованию и описанию психических явлений. Экспериментальная парадигма опирается на методы, построенные по образцу естественных наук, а экспериентальная использует феноменологический подход, экзистенциальные методы для изучения онтологических характеристик человека. При этом в психологии естественно-научная и гуманитарная парадигмы сосуществуют. В исследовательских методах отдаётся предпочтение естественно-научной стратегии. Она способствует получению более или менее объективных данных. А вот при обучении всё немного иначе. Здесь естественно-научный и гуманитарный подходы – неразрывны. Хотя цели обучения психологии по большей мере определяются с позиций её трактовки как гуманитарной дисциплины.
С точки зрения профессиональной подготовки на первом месте формирование таких личностных качеств, которые обеспечат стремление к достижению высокого уровня профессионального мастерства и эффективность практической деятельности. Знания, умения, навыки как бы отходят на второй план. Главное – личность. При этом, личность с позиций естественно-научного подхода – это некий набор психофизиологически обусловленных характеристик субъекта. А с позиций гуманитарного подхода – это интегральное, совершенно самостоятельное образование, определяющее часто характеристики всех её составляющих компонентов. С этой точки зрения исследование личности предполагает не «точности познания», как пишет крупный авторитет в области методики преподавания психологии В.Я. Ляудис (1932-2002), а глубины «проникновения». Через межличностный контакт и диалог. Это главное. И как метод и как цель познания.
Психологическое познание подразумевает как формализованное мышление, понятийно-знаковое, так и образное, наглядно-действенное. Художественное и образное мышление требует развитого воображения и способности созерцания, построенного на развитом символическом сознании. А как иначе анализировать разные области бессознательного? Символическое сознание трактуется как особая реальность для человека, в которой его личное отношение, личностные смыслы сливаются с реальностью. Для современной методики преподавания идея развития символического сознания у психологов, безусловно, не нова. Она активно внедряется в систему профессионального обучения последние десятилетия. Предлагается использовать эмоционально-чувственный опыт, создавать и интерпретировать на его основе символы реальности. Знания из области мифологии, поэзии и в целом литературы, изобразительного искусства, риторики, истории, религий, сексологии, психиатрии и т.д. дают возможность для анализа не поддающегося рациональной логике символического сознания.
На практике это выливается в попытки выйти за границы научного подхода, используя разнообразные междисциплинарные связи психологии. В этом видится основа процесса гуманизации преподавания психологической науки [1].
Для чего обучать психологии? Знания в области теории и психологической практики нужны для того, чтобы строить адекватные отношения с людьми в разных условиях, при разных обстоятельствах, для понимания собственных целей, состояний, саморегуляции. Понятие «психология» можно использовать по отношению к любой деятельности человека, во всех сферах государственного устройства. Потому так высок сегодня у профессионалов интерес к психологии. Однако воспринимается это психологическое знание не изолированно от конкретной профессиональной деятельности. Как знание самостоятельное, как самостоятельная наука психология часто не воспринимается серьёзно, не понимают люди как использовать это знание на практике. Потому одна из самых важных проблем – это обеспечение психологической грамотности всего населения от школьника до пенсионера. Неизбежно при подготовке квалицированного психолога возрастает роль общей дидактической и методической подготовкой.
Одного только знания предмета недостаточно. Нужно уметь спланировать учебное занятие, доходчиво рассказать, заинтересовать и т.д. У преподавателей часто бывает так, что они специализированы либо в области научных исследований и теории и имеют слабое представление о практике. Либо наоборот – неплохое знание практики, но слабая теоретическая и научно-исследовательская подготовка. Знакомство с психологией как наполовину философской дисциплиной или просто как с набором психофизиологических законов и декларируемых правил, опора при контроле только на запоминание, устаревшие методы преподавания и отсутствие интерактива также могут стать серьёзной проблемой при знакомстве с психологией.
При обучении психологии следует учитывать ещё и саму специфику психологического знания. Какова эта специфика? Предмет психологической науки, по сути, личность. А она весьма изменчива, интегральна, как психическое образование, познать до конца её невозможно. А что вы хотите? Психология по большей части (не считая психофизиологические закономерности) гуманитарная наука.
Когда мы знакомимся с психологическими закономерностями, мы примериваем их на себя. Таким образом, познание тут принципиально диалогично (в физике, математике, химии – это сделать затруднительно). Знание преломляется через личный опыт человека, его психологические особенности. Потому-то часто можно услышать: «А вот у меня всё не так!». Особенности индивидуального развития могут варьироваться, не вписываться в жёсткие рамки психологических законов личностного развития. К этому надо быть готовым.
Сегодня педагоги часто говорят о традиционных методах и нетрадиционных – активных или интерактивных. Нетрадиционные ориентированы на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, предполагают максимально возможную личностную включенность учащихся в процесс обучения. Идёт непрерывная трансформация (и в методических требованиях, и в умах психологов-преподавателей) форм и средств обучения.
Остаётся актуальным требование переориентации обучения с позиций простого воспроизведения теоретических книжных знаний, и копирования умений, навыков на развитие личностных компетенций, развитие личности. Заучивание и зубрёжка теперь, вроде как, не главное. Речь о личностных компетенциях. Как на практике сместить акцент со знаниевого подхода на личностный? Что в итоге требуется? Задача преподавателя в том, чтобы студент не пассивно воспринимал и поглощал информацию от преподавателя, а принимал активное участие в этом процессе познания. Для этого нужен интерес.
А когда рождается интерес? С точки зрения Карла Роджерса, когда учащийся узнаёт нечто новое о самом себе в конкретный момент времени, когда обучение становится процессом личностного открытия, тогда и рождается интерес к учебной деятельности. Значит нужно учитывать индивидуальные особенности студента, опыт его учебной деятельности и использовать активные методы обучения, позволяющие студенту сконцентрироваться на своих собственных целях и желаниях.
Есть ещё одна особенность в системе «преподаватель — студент», которая должна учитываться при подготовке студента в рамках курса «Методика преподавания психологии». Необходим постоянный контакт и совместное обсуждение результатов совместной учебной деятельности. Это часто непросто для вчерашнего школьника и даже для некоторых молодых преподавателей. Необходимо понимание того, что студент учится сам. В вузе его не заставляют учиться, а лишь создают условия, вызывающие такое желание.
В чём же специфика нашего подхода к преподаванию такой учебной дисциплины, как «Методика преподавания психологии в высшей школе»?
Предлагаем Вашему вниманию следующий примерный план практических занятий.
Занятие 1. Опорная схема
Цель: логика изложения, схематизация, привлечение внимания.
На плакате, учебной доске, блэкборде, листах бумаги (раздаточный материал) и т.п. разработайте опорный конспект одной из тем курса общей психологии. Раскройте содержание темы, используя только лишь свой опорный конспект, за 10 минут.
Задача данного занятия в том, чтобы научиться сопровождать своё устное выступление визуальной схемой учебного материала. «Схема» должна создаваться в процессе проговаривания самостоятельно созданного учебного текста, содержать логику изложения и небольшие абстрактные рисунки-комментарии.
Понятие опорного конспекта знакомо дидактам по работам В.Ф. Шаталова. Этот метод обучения предназначен для развития у учащихся способностей к обобщению и кодированию учебного материала, свёртывания/развёртывания знаний. Сегодня есть множество модификаций данного метода. Студенты должны понять, что чем сложнее текст выступления, тем сложнее его символизировать. Каждое новое понятие – новый символ. Только так может быть обеспечено качественное кодирование информации. Мы используем понятие «опорная схема», так как в данном случае речь идёт не о полноценном опорном конспекте, а лишь о приёме изложения учебного материала. Этот приём обеспечивает визуализацию учебного материала, предельную ясность и простоту изложения.
Занятие 2. «Занимательная психология» [2]
Одна из самых, на наш взгляд, больших проблем студента-психолога третьего курса в том, что он уже чётко усвоил «книжный» научный язык при восприятии и трансляции психологического знания. Уже даже и не замечает, что его перестают понимать «не психологи».
При подготовке к учебному занятию необходимо составить тезисы популярной лекции (10-15 минут), включив в содержание лекционного материала занимательные, смешные ситуации, описание интересных экспериментов, иллюстрирующих психологическую закономерность, исторические факты по избранной теме вступления. Возможно использование небольшой презентации [1], видеороликов.
Цель: интерес, мотивация к самостоятельной работе, развитие умения представить теоретический материал как общедоступный и интересный для любой аудитории.
Обязательным является план лекции: название лекции, привлекающее внимание слушателей; цели (в начале – воспитательная цель, связанная с формированием определённых личностных характеристик, потом образовательная-дидактическая), задачи, информационный блок с небольшими играми, тестами, вызывающими интерес слушателей, выводы, как подведение итогов работы со слушателями, рекомендации.
Максимально простой язык изложения материала, рассчитанный на детей или людей далёких от интереса к психологическим наукам, практическая ориентация лекционного материала. Основная стратегия: занимательная ситуация – вопрос для обсуждения на основе опыта слушателей – заключение. Теория излагается только своими словами! Обязателен запланированный интерактив.
На этом этапе мы используем уже темы медицинской психологии.
В ситуации, когда студентам трудно переключиться на популярное изложение учебного материала может быть использовано следующее задание: «Подберите 5-6 вопросов для конкурса «Что, где, когда?» с психологической тематикой» [1].
Примерный план учебного занятия 1
1. Тема
2. Цель занятия (воспитательная цель, дидактическая цель)
3. Необходимое оборудование, раздаточный материал
4. Использованная при подготовке к занятию литература
5. Содержание учебного занятия:
а) вводная часть (описание приёма привлечения внимания, создание мотивации, интереса учащихся к теме занятия: кейс, самодиагностика, и т.п.)
б) изложение материала основной части занятия (опорный конспект, иллюстрации, проблемные ситуации, дискуссия, презентация и т.п.)
в) проверка степени усвоения знаний (тест, опрос, задача: к примеру, описание ситуации, разрешить которую можно используя знания, полученные на учебном занятии)
6. Выводы по занятию. Отметить таланты тех, кто принял активное участие.
Примерный план учебного занятия 2
1. Тема
2. Цель занятия (воспитательная цель, дидактическая цель)
3. Необходимое оборудование, раздаточный материал
4. Использованная при подготовке к занятию литература
5. Анализ тем докладов (список тем должен быть представлен заранее). Определение темы дискуссии после каждого выступления, подготовка вопросов, требующих обсуждения)
6. Содержание учебного занятия:
а) вводная часть (описание приёма привлечения внимания, создание мотивации, интереса учащихся к теме занятия, показать значимость темы для личного опыта каждого из присутствующих)
б) краткие выступления/доклады студентов по заранее данному списку тем докладов
в) вопросы и дискуссии по каждой теме доклада
в) проверка степени усвоения темы (тест, опрос, задача: к примеру, описание ситуации, разрешить которую можно используя знания, полученные на учебном занятии)
6. Выводы по занятию. Отметить таланты тех, кто принял активное участие в обсуждении, дискуссии.
Занятие 3. Проблемная лекция
Начало проблемной лекции – это постановка проблемы, которую в ходе занятия необходимо обсудить. Часто требуются дополнительные пояснения перед началом работы относительно того, что проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом может не быть. Зачастую эти проблемы связаны с базовыми проблемами психологической науки и не имеют однозначного решения до сегодняшнего дня. Тут главное не в усвоении определённой суммы теоретических знаний, а в формировании познавательного интереса за счёт анализа разных точек зрения.
Цель занятия: логическое и диалектическое мышление, умение выделить проблему, этапы решения, сформулировать выводы.
Необходимо составить подробный (развёрнутый) план проблемной лекции с воспитательной или дидактической целями. Презентация – 5-10 минут.
В начале должна быть найдена научная проблема (вопрос, по которому в теории психологии нет однозначного ответа), потом формулируется тема лекции; начало лекции – проблемная ситуация (исходя из теоретической проблемы), которая может заинтересовать аудиторию и вызвать дискуссию, далее информационная часть с интерактивном (подобрать вопросы к аудитории для руководства дискуссией – ответы на основе личного опыта учащихся), выводы – правильных ответов нет, однако, необходимо озвучить собственную точку зрения без отвержения других, подчеркнуть значимость личного опыта и знаний всех учащихся.
Самая простая схема подобного занятия: кейс – проведение обсуждения – выявление разных точек зрения – обсуждение – обобщение и выводы из уст лектора.
Занятие 4. Учебные задачи в преподавании психологии
Назначение учебных задач в открытии общего принципа действия в некоторых общих условиях. Можно вспомнить математические задачи как образец. В условиях задачи должна быть информация необходимая для решения. Обратите внимание на то, что вопрос или задание – это ещё не задача. Задача предполагает выполнение учебных действий.
Виды учебных задач:
1. Задачи, направленные на овладение новой учебной информацией. Новая информация может содержаться в условиях задачи или стать результатом беседы с учащимися с использованием методики сократического диалога (майевтики) – ответы на простые вопросы преподавателя исходя из собственного опыта учащегося и, как результат, появление нового знания);
2. Задачи, целью которых является приобретение определённых профессиональных умений и навыков.
Необходимо придумать по две задачи на каждый тип классификации учебных задач по целям профессионального обучения. Задачи должны быть предложены на занятии сокурсникам.
Следует обратить внимание учащихся на то, что вопрос или задание – это ещё не задача. Начать следует с описания некой ситуации (кейса) в котором предполагается некое действие (порядок действий) в зависимости от описанных условий. Каждая задача иллюстрирует некое правило в поведении, психодиагностике, психотерапии.
Задачи составляются по основным разделам медицинской психологии.
Занятие 5. Игра в обучении психологии
Учащимся предлагается разработать и представить вниманию сокурсников на учебном занятии (провести с сокурсниками) два вида игр:
• учебную игру (в рамках лекции при знакомстве с новым учебным материалом). Обозначить контекст использования игровой ситуации, разработать стимульный материал;
• ролевую игру с профессиональной тематикой (цель игры, решаемые в ходе игры учебные задачи, план, инструкция участникам, этапы и методы организации игры, выступление по итогам игры – обобщение опыта участников с подчёркиванием значимости, важности мнений участников. Необходимо дать чёткий ответ на вопросы: «Какие знания прибрели участники игры?», «Какие навыки освоили?»).
В начале воспитательная и дидактическая цели занятия, далее – описание психологической закономерности, которая будет проиллюстрирована (правило, принцип). Потом сама игра. Выводы по игре.
Занятие 6. Лабораторные занятия по психологии (опыты и демонстрации)
Здесь также должны присутствовать воспитательная и дидактическая цель занятия. Темы могут быть как из курса общей психологии, так и из курса медицинской психологии (патопсихология – определение нормы или степени нарушения, психогигиена). В начале выбор психологической закономерности, правила, информации (познавательные процессы, общение и пр.). Далее следует определить тему, разработать план занятия, содержание, подобрать стимульный материал лабораторного занятия. Провести занятие в учебной группе (может быть лабораторный эксперимент, т.е. занятие построено по типу экспериментального исследования: гипотеза – диагностика – самостоятельные выводы п результатам проведённой на занятии исследовательской работы). Обязательна фиксация результатов самими учащимися, выводы по проведённому занятию преподавателя.
Занятие 7. Семинарское занятие
Выберите тему по курсу клинической психологии и составьте развёрнутый план семинарского занятия по этой теме. По каждому вопросу семинарского занятия сформулируйте два-три проблемных вопроса для обсуждения, дискуссии, сформулируйте вывод о важности данного учебного материала, укажите необходимую для подготовки учебную литературу.
Составьте план практического занятия по той же теме. Практическое занятие должно включать в себя выполнение самостоятельных заданий по обозначенным в плане семинарских занятий вопросам (работа с текстом, составление таблиц и т.п.).
Разработайте план учебного тренинга по теме семинарского занятия.

Литература
1. Макаров Ю.А. История психологии в схемах, таблицах, рисунках: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2018. – 116 с.
2. Макаров Ю.А. Практическая психология высшего образования: учебное пособие. – СПб.: РИЦ ПСПбГМУ им. И.П.Павлова, 2023. – 68 с.
3. Платонов К.К. Занимательная психология. –М. Изд-во: Римис, 2011. - 146 с.
Original languageRussian
Title of host publicationПерспективы клинической психологии в медицине и образовании: Коллективная монография под научной редакцией В.М. Голянича, Е.Р. Исаевой. – СПб.: НИЦ АРТ, 2024. – 289 с.
Subtitle of host publicationКоллективная монография
EditorsВ.М. Голянич, Е.Р. Исаева
Place of PublicationСанкт-Петербург
PublisherНИЦ АРТ
Pages252-259
Number of pages8
ISBN (Print)978-5-00231-113-2
StatePublished - 2024

ID: 131303509