Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{038b14c786444c3fa700e53f4f768476,
title = "Сравнительный анализ показателей модели психического у детей раннего возраста в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением и биологических семьях",
abstract = "Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11-50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурными изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3-50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12-49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.",
keywords = "МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО, ДЕТИ, РАННИЙ ВОЗРАСТ, ДОМ РЕБЕНКА, СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ДЕПРИВАЦИЯ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ",
author = "Рифкат Мухамедрахимов and Сергиенко, {Елена Алексеевна} and Чернего, {Дарья Ивановна} and Шабалина, {Екатерина Владимировна} and Кагарманов, {Динар Ильдарович} and Пальмов, {Олег Игоревич} and Аринцина, {Ирина Александровна}",
year = "2025",
language = "русский",
volume = "15",
pages = "186--197",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Сравнительный анализ показателей модели психического у детей раннего возраста в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением и биологических семьях

AU - Мухамедрахимов, Рифкат

AU - Сергиенко, Елена Алексеевна

AU - Чернего, Дарья Ивановна

AU - Шабалина, Екатерина Владимировна

AU - Кагарманов, Динар Ильдарович

AU - Пальмов, Олег Игоревич

AU - Аринцина, Ирина Александровна

PY - 2025

Y1 - 2025

N2 - Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11-50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурными изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3-50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12-49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.

AB - Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11-50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурными изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3-50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12-49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.

KW - МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО, ДЕТИ, РАННИЙ ВОЗРАСТ, ДОМ РЕБЕНКА, СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ДЕПРИВАЦИЯ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ

UR - https://elibrary.ru/fibqbz

M3 - статья

VL - 15

SP - 186

EP - 197

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 2

ER -

ID: 145125145