Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Сравнительный анализ показателей модели психического у детей раннего возраста в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением и биологических семьях. / Мухамедрахимов, Рифкат; Сергиенко, Елена Алексеевна; Чернего, Дарья Ивановна; Шабалина, Екатерина Владимировна; Кагарманов, Динар Ильдарович; Пальмов, Олег Игоревич; Аринцина, Ирина Александровна.
In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология , Vol. 15, No. 2, 2025, p. 186-197.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Сравнительный анализ показателей модели психического у детей раннего возраста в домах ребенка с различным социально-эмоциональным окружением и биологических семьях
AU - Мухамедрахимов, Рифкат
AU - Сергиенко, Елена Алексеевна
AU - Чернего, Дарья Ивановна
AU - Шабалина, Екатерина Владимировна
AU - Кагарманов, Динар Ильдарович
AU - Пальмов, Олег Игоревич
AU - Аринцина, Ирина Александровна
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11-50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурными изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3-50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12-49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.
AB - Настоящая работа направлена на исследование понимания детьми ментального мира в зависимости от их социально-эмоционального окружения. Цель работы заключалась в сравнительном изучении уровневых значений модели психического у детей, воспитывавшихся в домах ребенка с различными характеристиками окружения, и без опыта институционализации, проживавших в биологических семьях. Участниками исследования были дети без влияющих на развитие медицинских и биологических факторов риска из социально-эмоционально депривационных условий дома ребенка, работавшего без изменений (n = 49 (21 мальчик) в возрасте M (SD) = 26,0(10,84) мес., от 12 до 49 мес.); из дома ребенка после программы только обучения, направленной на повышение чувствительности/отзывчивости персонала (n = 45 (23), 18,7(9,12), 11-50 мес.); из дома ребенка после программы обучения в сочетании со структурными изменениями, направленными на повышение стабильности/постоянства ухаживающих взрослых (n = 82 (37), 23,9(12,92), 3-50 мес.), и дети из биологических семей (n = 48 (28), 27,0(10,16), 12-49 мес.) с постоянным близким взрослым в лице матери. Для оценки модели психического использовались показатели, выделенные из раздела личностно-социального развития метода BDI (Battelle Developmental Inventory). В результате исследования обнаружено, что в возрастном диапазоне от 12 до 24 месяцев наблюдается различие уровневых значений модели психического детей в зависимости от особенностей окружения (p = 0,034) с меньшим значением у детей из дома ребенка без изменений по сравнению с детьми из биологических семей (p = 0,04). Результаты исследования обсуждаются с точки зрения роли характеристик социально-эмоционального окружения в понимании ментального мира детьми раннего возраста, а также в связи с особенностями структуры связей показателей модели психического у детей в депривационных условиях институционализации.
KW - МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО, ДЕТИ, РАННИЙ ВОЗРАСТ, ДОМ РЕБЕНКА, СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ, ДЕПРИВАЦИЯ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ
UR - https://elibrary.ru/fibqbz
M3 - статья
VL - 15
SP - 186
EP - 197
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
SN - 2658-3607
IS - 2
ER -
ID: 145125145