Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
Лингвистическое отражение ценностных ориентаций в текстах песен немецких и русских рок-музыкантов (На примере Рио Райзера и Александра Башлачева). / Бирр-Цуркан, Лилия Федоровна.
Немецкая филоглогия в Санкт- Петербургском государственном университете : Выпуск XI. Немецкий язык в лингвокультурной исследовательской парадигме. ed. / Сергей Нефедов; Ирина Езан. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2021. p. 132-154.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Лингвистическое отражение ценностных ориентаций в текстах песен немецких и русских рок-музыкантов (На примере Рио Райзера и Александра Башлачева)
AU - Бирр-Цуркан, Лилия Федоровна
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Целью статьи является изучение лингвистического отражения ценностных ориентаций немецких и русских рок-музыкантов на материале текстов западногерманского рокера Рио Райзера и советского рок-музыканта Александра Башлачёва как представителей рокерской субкультуры. В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ с привлечением описательного метода, методов компонентного и контекстного анализа. Автор статьи постулирует, что сам факт обращения к теме в песенном творчестве уже есть выражение оценки важности соответствующей ценности для музыкантов. Автором были выявлены основные темы песенного творчества музыкантов — неприятие власти, недовольство существующей ситуацией (беспринципностью, пассивностью, безразличием), — отражающие основные ценности и антиценности рок-музыкантов: проблемы свободы/несвободы. Это позволило сделать вывод о преобладании этической ценностной подсистемы над эстетической, утилитарной и гедонистической. Наряду с анализом морфологических особенностей песенных текстов автором проводится анализ прецедентных феноменов (имен и высказываний), широко используемых обоими музыкантами, а также культурем и оценочной лексики. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об общности и своеобразии исследованных текстов. При общности основных ценностных ориентиров Рио Райзера и Александра Башлачёва (стремление к свободе) у советского музыканта в отличие от немецкого важное место занимает тема предназначения поэта и свободы творчества. Различными оказались и ориентиры немецкого и русского рокеров: для Башлачёва характерны обращенность в прошлое России, иносказательность, в то время как тексты Райзера изобилуют открытыми призывами к сопротивлению, их отличает прямота и однозначность. Источниками прецедентных феноменов у Райзера служит окружающая его действительность и музыкальные тексты, у Башлачёва — литературные произведения, фольклор и народное творчество. В текстах обоих музыкантов преобладает негативная оценка, но Райзер при этом активно пользуется сниженной лексикой, в то время как Башлачёв обходится лексикой стилистически нейтральной. Новизна исследования заключается в выбранном материале и сопоставительном аспекте его рассмотрения.
AB - Целью статьи является изучение лингвистического отражения ценностных ориентаций немецких и русских рок-музыкантов на материале текстов западногерманского рокера Рио Райзера и советского рок-музыканта Александра Башлачёва как представителей рокерской субкультуры. В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ с привлечением описательного метода, методов компонентного и контекстного анализа. Автор статьи постулирует, что сам факт обращения к теме в песенном творчестве уже есть выражение оценки важности соответствующей ценности для музыкантов. Автором были выявлены основные темы песенного творчества музыкантов — неприятие власти, недовольство существующей ситуацией (беспринципностью, пассивностью, безразличием), — отражающие основные ценности и антиценности рок-музыкантов: проблемы свободы/несвободы. Это позволило сделать вывод о преобладании этической ценностной подсистемы над эстетической, утилитарной и гедонистической. Наряду с анализом морфологических особенностей песенных текстов автором проводится анализ прецедентных феноменов (имен и высказываний), широко используемых обоими музыкантами, а также культурем и оценочной лексики. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об общности и своеобразии исследованных текстов. При общности основных ценностных ориентиров Рио Райзера и Александра Башлачёва (стремление к свободе) у советского музыканта в отличие от немецкого важное место занимает тема предназначения поэта и свободы творчества. Различными оказались и ориентиры немецкого и русского рокеров: для Башлачёва характерны обращенность в прошлое России, иносказательность, в то время как тексты Райзера изобилуют открытыми призывами к сопротивлению, их отличает прямота и однозначность. Источниками прецедентных феноменов у Райзера служит окружающая его действительность и музыкальные тексты, у Башлачёва — литературные произведения, фольклор и народное творчество. В текстах обоих музыкантов преобладает негативная оценка, но Райзер при этом активно пользуется сниженной лексикой, в то время как Башлачёв обходится лексикой стилистически нейтральной. Новизна исследования заключается в выбранном материале и сопоставительном аспекте его рассмотрения.
UR - https://publishing.spbu.ru/catalog/novinki/nemetskaya_filologiya_v_sankt_peterburgskom_gosudarstvennom_universitete_vyp_xi/
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=46609768&pff=1
M3 - статья в сборнике
SP - 132
EP - 154
BT - Немецкая филоглогия в Санкт- Петербургском государственном университете
A2 - Нефедов, Сергей
A2 - Езан, Ирина
PB - Издательство Санкт-Петербургского университета
CY - Санкт-Петербург
ER -
ID: 86147467